Ничего не могу с собой поделать, любимое моё чтиво – хорроры и триллеры. Тут начал повестушку одну читать, а там всё крутится вокруг них – заложных покойников. Решил копнуть слегка, простите за двусмысленность.
Оказывается, сам термин был зафиксирован этнографами в начале ХХ века у крестьян Вятской губернии. Как раз наши места. И нигде более не встречается. Хотя смысл его распространён почти во всех культурах.
Итак, заложный покойник – человек, умерший нехорошей смертью: суицидник, опойца, некрещённый младенец или жертва насилия. Считалось, что этот мертвец может принести много вреда и стать упырём.
Вопреки представлениям массовой культуры, упырь и вампир – не одно и то же. Упырь – любой неупокоенный мертвец. И вампир, и привидение, и русалка (о них далее).
Считалось, что упырь насылает засуху, портит скот, приманивает мор и прочие беды.
Само слово "заложный" происходит от способа захоронения. Его укладывали лицо вниз (если восстанет, то выкапываться будет в другую сторону), а яму закладывали не только землёй, но и крупными камнями. По понятным причинам.
Их не хоронили на кладбищах с освящённой землёй. Не хотели прогневить предков. Могилы обустраивали в лесах, оврагах и перекрёстках.
В особенно засушливый год отчаявшиеся крестьяне могли выкопать нехорошего покойника и выбросить останки в болото. Пусть уймётся и прекратит сушь.
Да, важный момент. Русалка в русском фольклоре – не печальная дева с рыбьим хвостом, а вполне себе оживший мертвец. Озёра, омуты, старицы – ворота в подземный мир.
Важно отметить, что официальная церковь активно боролась с такими суевериями. Считала их опасными и вредными. Для захоронения нехороших покойников выделялись специальные места: скудельницы, божедомки и т.п.
Но, как сами понимаете, дикость так просто не вывести.