Найти тему
Школа для жизни

Как научить подростка адекватно воспринимать поражения: стратегии для родителей

Оглавление

Подростковый возраст – период, когда взрослеющий ребенок учится справляться с различными ситуациями, сталкивается с первыми серьезными разочарованиями. Неудачи и поражения могут быть связаны со спортивными соревнованиями, творческими конкурсами, школьными оценками, отношениями с друзьями.

Одни злятся и проявляют агрессию, вторые — плачут, истерят, третьи — замыкаются в себе, опускают руки, плывут по течению. Родителей могут как сильно раздражать, так и расстраивать подобные реакции. В статье разберем, почему подростку сложно проигрывать и как помочь ему справиться.

Изображение с Freepik

Почему подросткам сложно проигрывать

Это может происходить из-за:

1. Гормональных изменений

Переходный возраст связан с гормональными изменениями, которые влияют на эмоции и настроение. Подростки могут испытывать сильные чувства, если не достигают желаемых результатов.

2. Самооценки

У подростков только формируется самооценка. Они могут быть очень чувствительны к критике и неудачам. Проигрыш может подорвать уверенность в себе и вызвать чувство неполноценности. К сожалению, вся наша культура оценивающая. Навешивание ярлыка чемпиона или неудачника почти норма, особенно в школах. Возможно, в другой обстановке дети проще относились бы к победам и провалам.

3. Социального давления

Подростки хотят вписаться в свою социальную группу, завоевать уважение ровесников. Если они проигрывают, это может означать, что они не так хороши, как друзья. В подростковом возрасте детям очень важно быть не хуже, чем сверстники.

4. Последствий проигрыша

Поражение может иметь реальные последствия, такие как потеря стипендии, награды, приза, исключение из команды или невозможность участвовать в важном мероприятии.

5. Перфекционизма

Некоторые подростки могут быть перфекционистами, ставить высокую планку и ждать от себя только идеальных результатов. Любая неудача вызывает сильное разочарование и стресс.

6. Отсутствия опыта

Если подросток не имеет опыта проигрыша, проживания неудач, будет трудно справиться с разочарованием, обидой. Особенно если дома ребенок только и слышит, какой он замечательный, талантливый, неповторимый. Но, оказавшись на конкурсе, видит еще 50 человек таких же выдающихся, а может и лучше. Это трудно принять, ведь родители внушили иное, а здесь никто не спешит восторгаться, да и место занял не первое.

7. Влияния близких людей

Ребенок может копировать поведение друзей или взрослых, которые не умеют проигрывать. Например, если он растет в семье, где родители не признают своих ошибок, не умеют принимать поражения.

Отношение к проигрышу также зависит от реакции родителей. Бесполезно утешать ребенка словами «Главное — не победа, а участие», ведь для него ценной была именно победа. И обесценивая ее, близкие обесценивают его систему ценностей. Или родители постоянно критикуют подростка за ошибки, сравнивают с другими. Итог — он боится участвовать в чем-либо и тем более проигрывать.

-2

Изображение с Freepik

Как точно не стоит реагировать на подростковые поражения

1. Критиковать и обвинять

Не нужно критиковать подростка за ошибки или обвинять в том, что не старался. Откажитесь от негативных высказываний: «Ты часто проигрываешь», «Ты никогда не можешь победить». Это только усилит негатив, снизит мотивацию.

2. Сравнивать с другими

Не сравнивайте подростка с его сверстниками, так как каждый человек уникален и имеет собственный путь развития.

3. Оставлять в одиночестве

Не оставляйте подростка одного после проигрыша, даже если хочет побыть один.

4. Обесценивать чувства

В попытке утешить ребенка родители обесценивают его эмоции: «Ну ничего, в следующий раз победишь!», «Не расстраивайся, у тебя все еще впереди!». Чтобы у подростка закрепилась адекватная реакция на негатив, нужно дать прожить все чувства и постепенно принять ситуацию.

-3

Изображение с Freepik

Как помочь подростку справиться
с неудачами и проигрышами

1. Заранее готовьте ребенка к ответственным мероприятиям: конкурсам, соревнованиям, олимпиадам и другим ответственным событиям

Проговорите, что риск проиграть есть всегда. Спросите, готов ли ребенок к тому, что может проиграть. Соревнования — это оценка способностей, возможность сравнить себя с другими, а не только попытка стать первым, лучшим. Нужна ли ему такая оценка? Важно поговорить об этом до начала испытаний.

Поговорите о дополнительной мотивации, которая сгладит момент проигрыша. Возможно, это будет желание заявить о себе, показать свои способности известным тренерам, педагогам, получить дополнительные баллы и так далее.

2. Будьте рядом в момент проявления сильных эмоций, принимайте чувства

«Я вижу, что ты сильно расстроен. Я бы тоже огорчился, если бы проиграл в соревнованиях. Чувствую, как важно для тебя то, что случилось». Не нужно стремиться сразу приводить ребенка в нормальное состояние. Этим вы как будто показываете, что его чувства и реакции неправильные, неуместные. «Но они у меня есть! Я тоже неправильный?» — переживает ребенок.

Пробуйте не «ловить» каждую эмоцию ребенка, не пытайтесь выстрадать все за него. Хороший вариант, если «разбор полетов» после провала дети пройдут с тренером, педагогом, а не с мамой и папой. Их обычно внимательнее слушают, меньше обижаются на критику, не дергают плечами и не закатывают глаза от каждого слова.

3. Предлагайте разные техники самоуспокоения, когда эмоции немного улягутся

«Давай попьем воды. Пройдемся. Подышим глубоко через нос». Самое лучшее при этом перечислять чувства: «Тебе сейчас очень обидно, ты ожидал, что выиграешь, тебе бы хотелось, чтобы было иначе. Ты злишься, и тебе хочется как-то выразить свою злость, чтобы все увидели, какая она сильная». Ребенок научится отслеживать свои эмоции самостоятельно, а это важный шаг к контролю над ними.

4. Поговорите о случившемся, но не сразу

Предложите поговорить о случившемся через несколько часов, когда убедитесь, что подросток чувствует себя хорошо, слышит и видит вас. Может оказаться, выговориться – именно то, что надо сейчас ребенку. Не обвиняйте, не перечисляйте ошибки. Спросите, хочет ли он услышать ваше мнение. Если да — говорите. Будьте готовы к новому всплеску эмоций и иному мнению. Нормально протестовать против родительских взглядов. Вода камень точит. Наступит момент, когда подросток на практике убедится в правильности ваших советов. Или найдет свое решение.

-4

Изображение с Freepik

5. Приводите примеры из своей жизни, моделируйте собственное поведение

Покажите ребенку на своем примере, как вы справляетесь с провалами. Расскажите о ситуации, в которой потерпели фиаско, совершили ошибку, поделитесь, что чувствовали и делали тогда, как это помогло стать сильнее.

Вспомните, как вы реагируете на неудачи и какие эмоции испытываете. Способны ли вы быстро прийти в себя и успокоиться, если вас кто-то рассердил или расстроил? Можете ли вы искренне порадоваться за других, если у них что-то получается лучше, чем у вас? Поздравляете ли ребенка с победой, если он обыграл вас?

6. Поддерживайте ребенка в трудные моменты, фокусируясь на положительном

Помогайте увидеть положительные стороны неудач, успехи подростка, отмечайте то хорошее, что было на соревнованиях. Хотя он проиграл, но ведь тренировался, старался, проявил выносливость, организованность, вышел, преодолел стеснение, обладает необходимыми навыками, чтобы победить в следующий раз.

Если не оценивать постоянно достижения ребенка, то он и сам перестанет относиться к поражению как к личному крушению. Важно, чтобы подросток понимал — его уникальность заключается не только в спортивной, творческой или интеллектуальной подготовке. У него есть много других талантов и ценных человеческих качеств. Не забывайте об этом!

В «Дубравушке» мы уделяем большое внимание развитию мотивации, учим детей не только добиваться результата, но и понимать, за счет чего удалось его достичь или, наоборот, почему не получилось.

Когда ребенок добивается желаемого результата, важно, чтобы он порадовался, зафиксировал состояние успеха, дал содержательную оценку, понял, почему все получилось.

Мы учим детей радоваться своим достижениям, работать качественно и получать удовольствие от учебы, даже если что-то не получилось, даже если результат не самый лучший в классе.

Поступить в «Дубравушку» можно с любого класса, пройдя тестирование и собеседование с психологом. Приемная комиссия уже начала работу. Записаться на индивидуальную встречу можно любым удобным способом:

1. Оставить заявку через форму обратной связи на сайте школы
2. Позвонить по телефону +7(495)-320-06-40
3. Написать на study@dubravushka.ru
4. Написать в WhatsApp
+7(985)2279772