От розового к африканскому! В 1905-06 гг. Пикассо пишет портрет Гертруды Стайн (американской писательницы), пишет долго и напряженно. Почти сотня сеансов позирования, по словам госпожи Стайн, но художник недоволен результатом. Он стирает лицо писательницы, уезжает на родину, а по возвращении завершает портрет по памяти и память ему преподносит сюрприз в виде протокубизма. Лицо Гертруды выходит иконописным и уникальным.
В 1907 г. Пикассо посещает парижский Этнографический музей, где открывает для себя скульптуру и маски художников Африки. Примитивность этого искусства привлекает и впечатляет художника.
В этом же году художник создает «Авиньонских девиц», превращая девушек в статуи с лицами в виде африканских масок. Он пытается изобразить объекты с разных точек зрения, шагая в сторону кубизма. Без новаторских идей Сезанна здесь также не обходится.
В 1907-08 гг. Пикассо ищет новые способы изображения и восприятия пространства, добавляя к плоскости скульптурный объем.
Дико приятным бонусом можно считать удивительное и невероятное желание, побудившее русского коллекционера Сергея Ивановича Щукина скупить практически все значимые и распрекрасные работы Пикассо "африканского периода".
Прогуливаясь по Главному штабу Эрмитажа, можно обалдеть от бесконечного количества полотен грандиозных размеров и размахов. Эта живопись приводит в недоумение или в восторг, потрясает или ужасает. Без впечатлений уйти будет невозможно.