В марте 1263 года английские бароны, которые были недовольны правлением Генриха III призвали из Франции графа Лестерского Симона де Монфора.
Именно он должен был возглавить английскую оппозицию и выступить против короля. Личность и судьба Симона де Монфора достаточно интересна и я бы хотел на ней остановиться более подробно.
Симон V де Монфор родился в 1208 году во Франции. Он был полным тёзкой своего отца Симона IV де Монфора и ещё нескольких своих предков. Отец Симона был французом, также имевшим владения в Англии. Отсюда и титул – граф Лестерский. Монфор-старший вошёл в историю как лидер Альбигойского крестового похода. Отец погиб в 1215 году в Тулузе во время восстания, когда сыну было всего 7 лет. Так как Симон не был старшим сыном, наследства он практически не получил, земли достались его брату Амори. Когда скончался старший брат, Симон наконец-то получил наследство – графство Лестер. Именно поэтому в 1236 году он перебрался из Франции в Англию. Там он и познакомился с Генрихом III.
Из предыдущих материалов вы уже прекрасно знаете, что Генрих любил французов и достаточно спокойно допускал их к своему двору. Тоже самое случилось и с Симоном, которому в результате даже было позволено взять в жены сестру короля Элеанору.
Элеанора, к слову, была замужем за Уильямом II Маршалом, сыном известного рыцаря Уильяма Маршала, который по просьбе отца Генриха, Иоанна Безземельного, согласился взять на себя обязанность по защите юного короля.
Муж Элеаноры умер в 1231 году в результате отравления, а сама Элеанора дала обет безбрачия. Но как видно, эту клятву она не сдержала и отдала своё сердце Симону де Монфору. Брак Симона с Элеанорой вызвал множество проблем как для Симона самого, так и для Генриха III. Во-первых, церковь достаточно негативно отнеслась к тому факту, что вдова нарушила свой обет безбрачия, а во-вторых, женитьба сестры короля на французе вновь вызвало бурное негодование среди английских баронов. Даже сам брат короля Ричард выступил против этого брака и готов был уже прибегнуть к боевым действиям против короля и Симона. Иронично, что в последствии именно этого француза в последствии английские же бароны и призовут для противостояния королю. Но благо конфликт между Ричардом и Симоном удалось решить мирно. Также, благодаря различным дипломатическим усилиям, получилось и договориться с церковью. Симон лично ездил в Рим на аудиенцию с Папой, чтобы получить разрешение на этот брак.
Между Генрихом III и Симоном первоначально сложились тёплые и дружеские отношения. Супруги назвали сына в честь своего дяди Генрихом. Ребёнок, впрочем, скончался вскоре после рождения. Симон в свою очередь стал крёстным отцом наследника престола. Для тех времён это было знаком огромного уважения со стороны короля. Такое решение правителя вызывало споры среди приближённых к престолу людей.
Однако в определенный момент дружба превратилась во вражду. Есть несколько версий произошедшего. По одной из версий, которую упоминают чаще всего, однажды (точная не известна) Симон сделал заем в 2800 марок у графа Бретонского, а когда пришло время его вернуть в 1237 году, он был не способен это сделать, поскольку был достаточно бедным владельцем. Его Лестерские владения долгое время плохо управлялись. В результате граф Бретонский объявил, что он не способен выполнить свою клятву крестоносца, отчего Папа настолько огорчился, что приказал Симону под страхом отлучения вернуть деньги как можно скорее. Чтобы выиграть время, Симон упомянул в письме о Генрихе III, как поручителе, очевидно, не спросив на это у него разрешения. Каким-то образом эта долговая расписка попала в руки Томаса Савойского, дяди королевы. Когда он не смог получить деньги с Симона, он обратился к Генриху III, как к лицу, давшему гарантию. С этого времени король невзлюбил Симона.
По другой версии, брачный договор Элеаноры предполагал, что всё наследство отходит братьям Уильяма. Элеонора же получала в пожизненное владение только третью часть всех имений, но даже эту часть ей не от дали. Элеоноре предложили 400 фунтов годового содержания, и она жила при Генрихе III по этому содержанию. Симон де Монфор узнал факты, согласно которым стоимость всего, что должна была получить Элеонора, насчитывала где-то 24 тысячи фунтов стерлингов. Она каждый год должна была получать эту сумму. Это – стоимость годового дохода с третьей части тех имений, которые она должна была иметь до конца жизни. Значит остальные деньги присваивал Генрих III, отдавая своей сестре только 400 фунтов. Вот на этой почве и вспыхнула ссора.
Тем не менее, Симон попал в опалу перед королём и был вынужден бежать с женой во Францию. Вернулся Симон лишь в 1263 году по просьбе английских баронов. Ну а об этом уже в следующий раз.
Помоги в развитии блога - подпишись на канал Boosty.