Засилье чужестранцев в Англии была не единственным фактором раздражения среди английской аристократии в правление Генриха III. Король часто имел недостаток в деньгах. Расточительность пышного двора поглощала большие суммы; лены, делавшиеся вакантными, не приносили больших доходов, потому что тотчас раздавались французским фаворитам; больших денег требовали походы на непокорных уэльских князей и войны в Гаскони, последней области, оставшейся у английского короля во Франции: ее надобно было защищать от Альфонса Кастильского. Поэтому король часто созывал парламент. Королю необходимо было просить у него пособий. Он также обращался с денежными требованиями к многолюдным городам и торговым корпорациям. Удовлетворять его потребности было обременительно. Обыкновенно ему давали денег взамен на расширение прав. Города и торговые корпорации покупали себе самоуправление и привилегии; духовенство и светские вельможи пополняли Великую Хартию новыми гарантиями. Генриху с каждым годом требовалось все больше денег. К непосильным издержкам привело желание короля заполучить для сына сицилийскую корону, проданную ему папой Александром IV за огромную сумму - 135 тысяч фунтов стерлингов. Король залез в долги, но никак не мог собрать требуемых денег. Теснимый папскими агентами, грозившими ему отлучением от церкви, Генрих в 1258 г. созвал парламент и просил помощи. Но вместо ожидаемой поддержки он встретил самую непримиримую оппозицию.
В конце апреля 1258 года рассерженные бароны явились королю со своими требованиями. Главное требование заключалось в ограничении власти короля. По задумке баронов, короля должна была «направлять» группа из двадцати четырёх советников, причём двенадцать выбирал сам король, а двенадцать – бароны. В принципе, всё честно. Генрих понимал, что отказ от требований приведёт к гражданской войне. А ведь Генрих, будучи сыном Иоанна Безземельного, прекрасно понимал, что сулит гражданская война, поэтому с такими требованиями согласился
Комитет из двадцати четырёх советников был выбран и летом 1258 года выпустил нечто вроде манифеста по внутренним и международным делам. Согласно манифесту, король должен следовать советам пятнадцати человек, названных баронами, а парламент сам будет выбирать юстициария, канцлера и казначея. Этот манифест в дальнейшем войдёт в историю под названием "Оксфордские провизии".
На деле совет вскоре начал управлять страной. Он получил большую королевскую печать, решал все дела государства без присутствия короля. Король, как будто, вновь стал несовершеннолетним. Государство больше не управлялось королём.
Но эта система не сработала. Бароны начали ссориться из-за особенностей и целей контроля над королём, и им было трудно управляться с международными делами без прямого обращения короля к другим монархам.
Правление баронов завершилось через два года. Вышла папская булла, освобождающая Генриха от любых обещаний, данных под давлением его лордов. Король перебрался в Тауэр, как в качестве защиты от врагов, так и в качестве символа своей власти.
После всех событий Генрих так и не усвоил урок, который должен был усвоить. Он продолжил править так, как правил ранее. В марте 1263 года оппозиция короля нашла себе нового лидера, чтобы выразить своё недовольство. Этим лидером стал Симон де Монфор.
Читать далее:
Помоги в развитии блога - подпишись на канал Boosty.