Обычно мы рассказываем вам про будущее и про новинки, но иногда полезно оглянуться назад.
Сегодня Radiotehnika — российский бренд. Но, как вы знаете, так было не всегда. В статье вы увидите тернистый путь компании от прародителя Radiotehnika сквозь советские годы вплоть до первого выпущенного Hi-Fi-устройства.
Предприятие, позже ставшее Радиотехникой, называлось «Ābrama Leibovica foto radio centrāle». Детище латвийского предпринимателя А. Лейбовица занималось торговлей и специализировалось на продаже немецких радиоприемников, которые разбирались в Германии и ввозились в Латвию под видом запчастей. Лейбовиц адаптировал свой подход к любым изменениям. После прихода нацистов к власти в Германии и ухода своего главного технического специалиста, Александра Апситиса, доступ к качественным немецким комплектующим оказался отрезан. Экономия в целях сохранения конкурентоспособности приводит к потере качества. Тем не менее, владелец сделал упор на дизайне и маркетинге, и дело его процветало.
Апситис же основал собственный завод, где, наоборот, упирал на качество и техническую составляющую продукции. В 1940 году завод Апситиса национализирован советским правительством и объединен с другими предприятиями, и именно это объединение получило название Radiotehnika. Сам же Апситис стал директором, во многом благодаря дружбе с про-коммунистическим латвийским писателем Виллисом Лацисом.
Предприятие Лейбовица в это же время, насчитывающее 250 сотрудников, также национализировано и объединено c компанией Nikolajs Klemptners в Radiopionieris. Сам Лейбовиц еще в 1938 пережил инфаркт, и более не возвращался к управленческой деятельности, передав компанию сыну.
Во время немецкой оккупации как Radiopionieris, так и Radiotehnika стали частью телекоммуникационной компании Telefunken Gerätewerk Riga. При отступлении в 1944 немцы планировали отправить все оборудование в Германию, но благодаря героическим усилиям Апситиса и латвийских партизан все оборудование удалось спасти. За это впоследствии Апситис получил медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.".
Пятидесятые стали активным и продуктивным временем для компании, несмотря на уход директора. В это десятилетие до 35% всей аудиопродукции СССР производилось и разрабатывалось на заводе Радиотехника. Продукция была конкурентоспособна на мировом рынке и экспортировалась в США, Германию и другие страны. Интересный оборот событий для компании, которая начинала с перепродажи немецких радиоприемников, неправда ли?
Новинки, представленные на всесоюзной выставке "Связь 1975", а именно электрофон Аллегро-002-стерео и радиола Виктория-003-стерео, требовали новой, более качественной акустики. Разработка такой акустики велась в КБ "Орбита", сформированном в Радиотехнике в 1970 как раз для таких целей. Один из ключевых разработчиков, Роланд Керно, решил, что новая система должна соответствовать международному стандарту Hi-Fi DIN 45500. Так и появились легендарные колонки 35АС-1, более известные по своему экспортному названию S-90.
Про эту модель и ее модификации мы расскажем как-нибудь в другой раз, а на сегодня это всё. Ставьте лайк и рассказывайте в комментариях про свои устройства советского периода Радиотехники!