Вагон «СВ» в котором сидит Константин Гаврилович Кожемякин (Вячеслав Тихонов). Бывший заместитель председателя Совета Министров СССР приехал отдыхать в Ялту. Увы, поскольку он бывший, путёвка дана не все зон, так сказать, привилегия но, второго класса. Лето уже прошло, бархатный сезон заканчивается, есть от чего впасть в отчаянье. Хотя погода по фильму прекрасная, небо голубое, солнце светит, тепло, можно отдохнуть, искупаться, провести время с пользой. Вагон уже пуст, все пассажиры давно покинули его, а наш герой, Константин Гаврилович продолжает сидеть на своём месте в ожидание водителя, держа на коленях свой любимый портфель, наверно министерский. Кожемякин недовольно посматривает на часы, он нервничает, это понятно. Где это видано, чтоб к такой важной персоне, пускай и бывшей, отнеслись с таким не уважением! С первых минут, нам дают понять, что этот представитель высшей власти, надменный, требовательный, капризный, ну просто полная гнида, для простого народа. Он высокомерен, горд, непреступен, презрителен к окружающим, всем своим видом, своим взглядом.
«Небольшое отступление! Немного отойдем от фильма. Пара слов об артисте Вячеславе Тихонове. Он прекрасно играет своего героя. Хотя немного обидно, что такой артист, сыгравший Штирлица, опустится до съёмок в таком фильме… Тут можно найти уйму объяснений и оправданий и спад в творчестве, финансовый вопрос, т.д. Я не вижу смысла заострять на этом внимание. Просто обидно, что много хороших, прекрасных артистов, в конце 80, так часто стали сниматься в плохих, бездарных и мерзких фильмах. Но повторюсь. Сама работа Вячеслава Тихонова в этом фильме прекрасна, чувствуется мастерство и класс, этого выдающегося артиста. Он играет Кожемякина выше всяких похвал. Хотя для меня, лучшие роли Вячеслава Тихонова были в фильмах: «Дело было в Пенькове», «Семнадцать мгновений весны», «Они сражались за Родину», «Убить Дракона» и т.д.»
Наконец в купе заходит не молодая, робкого вида женщина с виноватой улыбкой на лице, Ирина Николаева (Любовь Полищук). Она извиняется и интересуется у сидящего, он товарищ Кожемякин или нет. В ответ, Константин Гаврилович недовольно отвечает ей, что да, это он. Ирина представляется и глядя на чемоданы интересуется вещи это Кожемякина или нет. Константин Гаврилович недовольно отвечает, что его, и в свою очередь спрашивает, кто их потащит к машине? С первых минут, нам сразу дают понять, что именно так, относятся сильные мира сего, к простым гражданам. Этот персонаж, Кожемякин, по задумке автора, является, скорее всего анти героем этого фильма. Милая, скромная, хрупкая Ирина соглашается тащить два тяжёлых чемодана. Она хватает их и семенит за гордо и властно шагающим по перрону товарищем Кожемякиным. На её счастье рядом проходит носильщик с тележкой и Ирина, поставив чемоданы на тележку, докатывает их до стоящей на парковке министерской «Волги».
«Небольшое отступление! Теперь пара слов об артистке… Любовь Полищук. Если честно, на мой, сугубо личный взгляд, Любовь Полищук, артистка среднего уровня. Многие будут утверждать что она красива, прекрасна, замечательна и это их право. Но для меня, эта артистка одного амплуа. Либо ищущая или разведённая женщина, с хабалистыми, наглыми, склочными замашками, присущими украинским девушкам на рынке и в деревнях. Все её роли по сути одинаковы. «Золотая мина», «Приключения принца Флоризеля», «Отпуск за свой счёт», «Если можешь прости», «Интердевочка» «Моя морячка» и т.д. Везде в этих фильмах, можно увидеть одну и туже героиню. Посредственная, средняя артистка, на мой, не профессиональный взгляд.»
Пока товарищ Кожемякин, гордо стоит у машины и окидывает всю округу строгим, немного презрительным, надменным взглядом, Ирина расплачивается с носильщиком, убрав чемоданы в багажник садиться на водительское кресло, лихо меняет туфли на мягкие тапочки, не забывая при этом оголить бедро до самой жопы, показав это всему привокзальному люду. Константин Гаврилович продолжает стоять возле машины, ожидая, когда ему откроют дверь. Изловчившись, с водительского места, Ирина протягивает руку к задней правой двери, открывает её и приглашает Константина Гавриловича занять место в машине. Кожемякин садится на заднее сиденье и ждёт, когда закроют дверь с его стороны. Проходит какое то время, Ирина понимает, что дверь должна закрыть она. Поднявшись из водительского кресла она возмущается «про себя», встаёт с водительского кресла и идёт закрыть дверь. Закрывая дверь, Ирина немного приоткрывает окно, чтоб высокопоставленный пенсионер не очень потел на заднем кресле. Пока Ирина крутит ручку окна, она пытается завести не принуждённый разговор с Кожемякиным. Интересуется как там дела в Москве, а потом, как бы, между прочим, добавляет: «А я, знаете, в Москве родилась.» Но Кожемякину это до лампочки, он равнодушно продолжает сидеть на заднем диване волги.
«Небольшое отступление! Немного размышлений… Первое. Ошибка сценаристов, на мой не профессиональный взгляд, это естественно водитель. Ну не поверю, что во всём санатории, который обслуживает партийную верхушку был только один водитель, ну не может такого быть. Два, три, должны находиться постоянно в таком заведение, на случай разного ЧП. А если служебная «Волга» сломалась бы перед самым выездом? Неужели, Константина Гавриловича повезли бы на «каблучке»? На котором по фильму работает Ирина. Или ещё того хуже на общественном транспорте! Понятно, что для продолжения истории должна была быть какая-то завязка и режиссеры из кучи вариантов, придумали самую глупую и нелепую, больной водитель. Ведь в таком случае «Волга» могла сломаться по дороге, а тут, случайно, мимо проезжал «каблучок» управляемый Ириной и чтоб не задерживать и не причинять неудобства дорогому гостю, она довозит его до санатория. Вот вам неожиданная встреча, вот вам случайная завязка. Пока Ирина везла Кожемякина, они могли поговорить в машине, так сказать познакомиться, узнать немного друг о друге. Второе. Таскание чемоданов. Действительно, ну что это за мужик, который видя что нет водителя мужчины заставляет тащить тяжёлую ношу несчастную женщину. Ну паразит, извините за грубое слово, ПА-РА-ЗИТ!!! Мразота министерская! Жирует сволота, за счёт трудового народа, да ещё и гнобит его, непосильным, тяжёлым трудом. Давайте по порядку, без эмоций. Первое чемоданы могут быть тяжёлые и это факт. Второе, наш главный герой, мужчина преклонного возраста, как минимум около 70 лет. Нет, Вячеслав Тихонов, снимаясь в этой роли не очень похож на престарелого партийного бонзу. Но по книгам, статьям из интернета, можно узнать, что средний выход на пенсию таких высокопоставленных чиновников как раз где то 70 лет. Поэтому поднимать, а уж тем более таскать такие чемоданы ему реально тяжело, а возможно и опасно. Нет конечно сдох Максим и х.й с ним, тема актуальная на все времена, но тогда бы кино было короткометражное. В обязанности водителя, тем более для таких персон как Кожемякин, входит таскание чемоданов, открывание и закрывание дверей и т.д. И его бездействие и отказ таскать чемоданы, открывать и закрывать дверь автомобиля, это не совсем повадки хозяина или капризного начальника, это можно сказать разграничение обязанностей, писанные правила и инструкции если хотите, между пассажиром и работником транспортного средства. Такие правила существовали не только в тоталитарном СССР, но и в «цивилизованной» Америке, Европе и других частях света. Самое ужасное, они существуют по сей день и ни кого это не бесит и раздражает. Закажите какое не будь премиальное такси, там будут все эти услуги. Работа, есть работа, ничего лишнего. Но в то время, одурманенные мечтами и слухами о цивилизованном и прекрасном западном мире, наши сограждане думали, что такое поведение возможно только в кровавом совке. Ну а оголять свои бёдра на привокзальной площади, наши сограждане женского пола, научились к сожалению очень быстро, пытаясь таким образом завлекать и устраивать свою жизнь.»
Так начинается завязка, двух серийной сказки. Нам показали двух главных героев. Раскрыли в общих чертах характер, повадки, поведение главного героя. Надменный, властный, капризный, требовательный, бескомпромиссный, в общем, чиновник в лучшем понимание этого слова. Ирина же, пока нам показана, такой скромной, исполнительной, труженицей санатория, умеющая таскать тяжёлые вещи и водить машину. Причём машины разных моделей. Далее, по сюжету, идёт размеренная, скучная, унылая, программа отдыха Кожемякина в санатории. Медицинские процедуры, прогулки на свежем воздухе, здоровая и вкусная еда, в отдельной столовой.
А рядом, можно сказать по соседству, столуется и отдыхает между разъездами, в этом же самом санатории Ирина. Кстати, она прекрасно устроилась, между прочим! Купается в бассейне для «контингента» со своей подругой, разгуливает рядом с ним в леопардовом купальнике, маяча перед отдыхающими в вызывающем наряде, не работа, а сказка. И это, как вы можете догадаться, приносит свой результат. Когда две подруги стоят возле бассейна, мимо гордо и величественно проходит Кожемякин в модном, заграничном, спортивном костюме. Занервничав, как девочка подросток, перед физруком, крутясь возле подруги, зыркая глазёнками растеряно в разные стороны, Ирина стала узнавать у неё, кто это такой, в Адидасе? Подруга Катя, кинув мимолётный взор на проходившего Кожемякина, равнодушно ответила:
«- Этот? Да ты что, не знаешь что ли?! Это Кожемякин.
- Да не смотри туда! - одёрнула её Ирина, - Кто такой Кожемякин?
- Ну как же, - продолжает Катя, - раньше с первых страниц газет не слезал. То кого то встречает, то кого то провожает, то с кем то завтракает, очень важная персона, но вроде Косыгина или Рыжкова, только помельче
Получив полную информацию, Ирина громко откашлялась, пытаясь привлечь к себе его внимание. Но понимая, что выбранный объект не обращает внимание на такие намёки и не замечает её, она громко, на всю округу, приветствует Кожемякина, не забыв слегка поклониться:
- Здравствуйте Константин Гаврилович!» Кожемякин остановился, посмотрел на того кто его окрикнул и недовольно пробубнил:
- Здравствуйте» - после чего продолжил свой путь.
Ирина продолжила выяснять всё что знает подруга о Константине Гавриловиче, проводя его взглядом:
- А он что, на пенсии?
- Да раньше всё в коттеджах размещался, - отвечает Катя, - а теперь в основном корпусе, со всякими там министрами. Не знаю, врать не буду, в газетах вроде не встречала чтоб его по состоянию здоровья, а может пропустила. Но блога все при нём!
- Хоть и с блогами, - смеясь, отвечает Ирина, - но жмот он… порядочный! Слышь, я вчера за подаст его вещей, носильщику, свой рубль отдала! Он, будто не заметил.
- Мог и не заметить, - подтверждает Катя, - они привыкли, что им всё за так.»
«Небольшое отступление! Скорее всего, авторы фильма мало были знакомы с работой обслуживающего персонала в таких санаториях. Да это их особо не волновало. Хватало слухов и сплетен, которые ходили по просторам нашей родины, про такие санатории. Для фильма нужен повод дальнейшего продолжения истории, поэтому Ирина, плещется в бассейне для отдыхающих, гуляет рядом с ним в купальнике, и вообще походу фильма будет шататься по всему санаторию. Для режиссёра это нормально, для зрителей, тоже пойдёт. Ведь фильм не об этом, а об отношениях, можно сказать любви.»
После встречи у бассейна, нам показывают, где и с кем живёт Ирина. Нас, режиссёр и оператор, приносят в многоэтажный дом, цвета морской волны, толи общежитие, толи просто многоквартирная безликая постройка, где проживает наша героиня.
Но мне, почему то кажется, что показанный дом, это именно общага, со временем переведённая в жилой фонд. Обстановка в комнате, где обитают молодые, печальная и удручающая. Такое ощущение, что вся мебель была не куплена, а притащена с помойки. Под нудную песню на стихи барда и писателя Бориса Алмазова, мы видим как в маленькую комнатёнку входит молодая девушка по имени Нюра, и подойдя к зеркалу рассматривает себя. Песню лёжа на диване, поёт её муж, а по совместительству зять Ирины, Игорь. Молодой, озлобленный, возможно, я повторюсь, возможно, прошедший службу в Афганистане, начинающий диссидент-песенник, с вечно перекошенным и не довольным лицом и злым взглядом, как будто ему все должны и обязаны. Хотя мне кажется, что этот с вечно недовольной мордой Игорь, нигде не служил, а тельняшку ВДВ, носил просто, для понта.
Глядя на свою супругу, наводящую марафет у зеркала, он шлёпает её по низу платья и спрашивает: «Не длинновато?» Нюра отвечает что нормально, вертя перед ним своей задницей.
«- А скоро твоя мать соберётся? - интересуется он, и потянув её к себе добавляет, - А может это?
Нюра ответила что скоро, и когда её муж хотел сказать что то не приятное в сторону её матери, та угрожающи поводила перед его лицом кулаком. Тогда Игорь, подбирая нужные слова, уточнил:
- Я хотел сказать вздрючивается? Жизнь прошла, она всё надеется на что-то.
- Да ты чё! Мать в полной форме! - парирует Нюра
- Ну ты тоже скажешь! - поднимая её на руки, продолжает Игорь, - Смотреть не на что!
И тут, на самом интересном месте, в комнату, заранее крича из далека входит Ирина:
- Молодёжь, я готова…»
На последнем слове она осекается, видя по пояс раздетого зятя, который держит на руках её дочь. Как говорится, появилась не в то время и всё обломала. Ирина, на мой, не профессиональный взгляд, одета в бесформенное розовое платье и с такой же причёской на голове. Копируя свою дочку, она заплела какие-то две кривые, толи дреды, толи косички. Наверно мода конца восьмидесятых, хотя я таких что-то не припомню. Чёлки «Карлсон» были, перманентные завивки тоже, а таких свисающих соплей, что-то не припомню. Хотя жил я не на окраине нашей родины. Её дочка Нюра… село, оно и в Африке село, больше добавить не чего. Мать пытается косить под дочь, а у дочки вкус отсутствует полностью. Ойкнув, Нура стекает с рук мужа и встаёт опять к зеркалу, а Игорь наклоняется к кровати, одевает свитер и отвечает за двоих, что они тоже готовы. Обломала тёща молодых. В этих кадрах кое что можно узнать о Ирине. Как хозяйка она увы, полный отстой, воспитанием дочери она занималась кое как, а когда та выросла, она стала ей как бы, старшей подругой. Причём подругой очень взрослой, но пытающийся, косить под молодую. (Прошло 30 с не большим лет, а таких «мамаш» в нашей стране, с каждым годом, как не странно становиться только больше.). По длинным переходам и пролётам, семейство уходит на вечернюю дискотеку. Дальше, по сценарию, идёт череда «неожиданных», «случайных» встреч, между Кожемякиным и Ириной.
Вторая встреча Кожемякина и Ирины, произошла при удивительных обстоятельствах. В то время как Ирина и её семейство оттягивается на дискотеке. Константин Гаврилович, примерно в том же часу, давал дёру с танцев в санатории, где его донимала, или точней сказать вешалась на него в открытую, предлагая провести время с пользой, одна ударница Социалистического Труда.
Оторопев от такого внимания, Кожемякин ломанулся в город, предположительно разнеся входные ворота и отшвырнув охранника на посту. Предположу, что бежал он долго и быстро, невзирая на свой возраст, забыв про статус, гордую осанку и пронзительный, заносчивый взгляд. А в ушах, как колокольный звон стоял разговор между Константином Гавриловичем и ударницей:
«- Бежишь! Ну чего же ты, брезгуешь? Небось столичный?
- Что вам от меня нужно!? - недовольно интересуется Константин Гаврилович.
- Нет, ты мне ответь, - продолжает ударница, гнуть свою политику, - я ж тебе честь оказала! Ну думаю, старичок мается…
- Дайте мне пройти! - не желая слушать любовные объяснения, потребовал Кожемякин.
- А куда тебе пройти? - не унимается ударница, - Ну чего ты выкобениваешься!?
- Да пошла ты… - сплюнув отвечает Кожемякин и быстро уходит.
- Не, ты договаривай куда меня посылаешь, - удивлённо расширив глаза от услышанного, вдогонку Гавриловичу интересуется ударница, - если туда, куда всех, то я с удовольствием!»
Вот так случается в нашей советской жизни. Убегаешь от одной настырной, страстной, женщины и прибегаешь к другой. Какой страх гнал Кожемякина по ночным улицам, я не знаю. Может облик престарелой ударницы или призрак коммунизма? Поди узнай. Но так или иначе, Константин Гаврилович очутился именно в том заведение, где отдыхала Ирина и эта загадка, покрыта тайной.
«Небольшое отступление! Немного размышлений… Конечно можно сделать предположение… Город маленький, дискотека всего одна, на всю округу. И такая версия могла бы быть правдива, если б не одно но. Город курортный, пускай не двадцать миллионов как в Москве, но миллион будет, и вечерних заведений, там будет как минимум, штук сто, если не больше. Но кино есть кино и Константин Гаврилович, попадает именно туда, куда ведёт его сценарист и режиссёр, этого фильма. Естественно что именно туда и именно в это же самое время, туда пришла отдыхать после рабочего дня Ирина со своей семьёй...»