Найти тему

Такой маленький ребенок, а уже алфавит знает - умничка

Оглавление

Для родителей и родственников ребенка - большая радость и гордость. Да и как тут не радоваться?

Вон, соседский мальчик Игорь уже в следующем году в школу пойдет, а от силы только букву А знает, и то - только печатную заглавную, которая похожа на перевернутый уголок с перекладиной, а над маленькой - крепко задумывается. А наша-то трёхлетняя "конфеточка" - уже может и алфавит наизусть прочитать. Куда Игорьку с ней тягаться!

Часто слышу от мамочек или бабушек (знакомых, соседей или случайных попутчиц в автобусе) похожие высказывания. И ведь это сказано не с целью похвастаться или самоутвердиться (наверное), а просто у человека душа просит поделиться с кем-нибудь радостью за свое чадо и его успехи.

И я их понимаю!

Как мама, а не как педагог "культмассового сектора", работающий в детском спецучреждении для ребят с ОВЗ.

Сама помню, как я ликовала, когда встретила своего пятилетнего сына после занятия с логопедом (опытнейшая специалист из нашего же учреждения). Тогда еще логопед меня немножко пожурила:

- Эх, мамка-мамка, работаешь с чужими детьми, головы не поднимаешь, на семью забила, а о СВОЕМ ребенке - небось и не знаешь ничего! Ты хотя бы в курсе, что твой ребенок - ЧИТАЕТ?

Честно, и удивительно было, и странно (а вдруг логопед шутит?), и дико радостно, и перед сыном стыдно - всё одновременно (хоть и должно быть обычно). Но, думаю, что эти чувства очень похожи на те, с которыми мамы рассказывают о "буквенных" достижениях своих малышей.

Азбука

В публикациях прошлых лет я писала о том, как бывшая заведующая нашим кружковым отделением принесла мне в кабинет пластиковый набор буковок, похожий на азбуку "из детства".

Фото автора
Фото автора

Тогда я даже не подозревала, что ребяткам, посещавшим наши кружки, так "зайдет" эта азбука! Всё-таки, это вам не телефоны-планшеты, не интерактивные "сверкалки-мешалки" и не "агрегаты" с гавкающими или мяукающими кнопочками. Обычные буквы!

Но многие наши "особенные" детки - реально хватали коробочку и бросались играть с буквами!

Что примечательно, некоторые ребята с РАС (в обычной жизни - неговорящие) - составляли из букв слова, грамотно и без ошибок (то есть, не на слух, а по памяти восстанавливая то, что где-то прочитали).

Конечно, коллеги говорят, что это всё случайные слова (например, название мультика, которое ребенок видел на экране, или вывеска "аптека", мимо которой он не раз проходил, или еще что-нибудь подобное). Но, с тех пор, как один из таких "неговорящих" детей, где-то за год до самого "несчастья", которое со мной произошло, выложил мне этими буковками его название (диагноз, который "сбылся")... я ну ооочень пристально наблюдаю за детьми, которые берут мою "вещую" азбуку (улыбнулась).

И, кстати, если что, азбуку я разрешаю детям брать лишь в том случае, если он выполнил запланированные на урок задания (непосредственно "по кружку"). Некоторых даже это обстоятельство мотивирует (снова улыбнулась).

Ромашка

Ромашка - это один из мальчиков из нашего стационара (в реале - Рома, 3 с половиной года, ментальные нарушения).

Фразовой речи - нет (да и никто не просит: в нашем заведении - 2-3 слова для ребенка такого возраста... о, это уже салют). А слова эти - у Ромы есть, даже больше трёх: да, дай, нет, моё, Омакка (Ромашка) и, конечно же, мама.

На занятиях - вообще не выполняет задания педагогов, только хватает то, что ему нравится, и начинает с этим играть. Минутки три. Потом бежит к полке, хватает следующий предмет - и тоже пару минут играет. Потом - еще. И еще.

В общем, педагоги стали простынки вешать на открытые полки, чтобы не "провоцировать" Ромашку и похожих на него товарищей. Я - тоже так делала, каюсь (честно - нет, не каюсь).

Но та самая азбука - для Ромашки оказалась не трехминутным увлечением! Он засел и погрузился в нее так, что уже мама вместе с воспитателем оттаскивали его от стола после урока (я - уже не могла, ведь ко мне пришел на занятие другой ребенок). Ромашка - упирался и плакал, хватал горстями буковки и пытался засыпать их себе в карманы.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

А маме даже неудобно было:

- Вы уж не сердитесь на него, просто он ТАК любит, ТАК любит буквы! Он алфавит знает назубок! Весь! Вы его спросите в следующий раз - он вам и расскажет, и покажет!

Но я - не дефектолог... и в моих кружках - такие "таланты" у детей нужны лишь "постольку-поскольку". Но, конечно, улыбаюсь и киваю, чтобы маму не расстраивать. И всё же! У меня уже следующее занятие идет, поэтому... извините.

Оборотная сторона "азбучной" гениальности

На очередном занятии, выполнив мои задания "из-под палки" и с клятвенным обещанием дать поиграть "в буквы", Ромашка таки заполучил эту азбуку себе на стол.

Нет, слова он, конечно, не составлял. Но не пересыпал буквы, не громыхал ими, не строил башенки (как это могли делать другие "аутичные" ребятки).

Он стал стал выискивать и аккуратно, четко, по линеечке выкладывать буквы, строго по алфавиту, без ошибок. И при этом - правильно их называть: не "пэ-рэ-сэ-тэ", не звуками "п, р, с, т", а по-настоящему: "пэ-эр-эс-тэ". И "л" называл "эль". Ого, даже "й" называл не "ий", а "и-катка" (и краткое).

Я-то что? Я просто, как честный человек, дала ребенку обещанную игрушку, с маминого разрешения и по маминой просьбе. Но о том, что подобное бездумное "зазубривание" мало что полезного дает самому Ромашке - я маме напрямую не сказала (не хочу быть "черным ангелом" или вредной теткой, которая лезет не в свое дело). Просто намекнула ей поговорить о Ромашкиных талантах с курирующим дефектологом.

Почему?

Да потому что! Буквы-то Ромашка знает и называет!

  • И... от любой буквы (хоть с середины алфавита) - может достроить алфавит до конца, без ошибок.
  • А вот уже слог составить и прочитать: "ма" или "ло" - совсем никак!
  • И вразброс вытащить и поставить буковки (например, "в", "к", "а" ) - тоже нельзя! Ведь буквы "к" и "а" Ромашка сразу убирает, а после "в" - начинает снова строить рядок: г, д, е...
  • Коллега (соседка по кабинету) - не выдержала, тоже вмешалась. Построила из букв слово "Рома"... Так Рома - опять убрал после "Р" все буквы и стал снова достраивать "по строгому порядку": с, т, у...

А что дефектолог?

Я просто так, ради интереса, пришла к ней, чтобы аккуратненько спросить, уделяют ли они с Ромой внимание азбуке и насколько мальчик в этом преуспел. Дефектолог - закивала головой и горько засмеялась. А потом говорит странную фразу:

- Тссс! Двадцатый! Юбилейный! Поздравляем!

И... похлопала!

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Ну, думаю, еще один сотрудник нашего богоугодного заведения проводил свою кукушечку на вокзал... А что поделать, нагрузки - они творят чудеса, и не всегда приятные. Или как?

В чем же Ромашкина "юбилейность"?

А дефектолог (кстати, молодая), сказала, что случай с Ромашкой - уже двадцатый в ее практике. Тот случай, когда ребенок отлично вызубрил буквы, торжественно взлетел на пик и... больше ничего. И приходят к ней на занятия вот такие ребятки, а расстроенные мамочки говорят одно и то же:

- Ну что не так с ним (с ней)? Мы же весь-весь алфавит знаем! Почему он(а) не говорит (не читает)? Мы же - умненькие, смышленые. Мы - честно, каждый день буквы повторяем!

И, как говорит дефектолог, порой намного легче учить читать деток "с нуля", чем тех, кто "отлично выучил алфавит". Буквы! Именно так, как они читаются в алфавите. А звуки, которые мы слышим в слоге - это так, мишура...

Но зато у дефектолога есть интересная работа и неисчерпаемые источники получения опыта. Особенно приятно, когда есть результаты. Пусть и не очень скорые.

И Вам, дорогие читатели, желаю, чтобы результаты Вашего труда - всегда радовали.

Буду признательна за поддержку визитами, лайками и новыми подписками.