Найти в Дзене
Александр Дедушка

Для чего нужно жить на земле? Ответ – от одного святого и Христа.

Земля и небо
Земля и небо

У вас есть точный ответ на этот вопрос? Ответ, который сразу же можете сказать, что называется, - с ходу?

Но сначала – небольшое уточнение.

Речь сейчас пойдет не о смысле жизни. Точнее, не о философском смысле жизни, где каждый может дать свой ответ на этот вопрос.

Речь пойдет о христианском смысле жизни. О христианском – но в философском разрезе, когда христианин дает ответ, как бы абстрагируясь от того, что он христианин.

В общем, после философского тумана – пора к делу.

Вот как ответил на этот вопрос преподобный Амвросий Оптинский:

«На земле нужно жить только для неба».

Просто и ясно. Хотя и не совсем.

Разве на земле нет очень важных «вещей», ради которых стоит жить – скажем, семья, дети, любовь, Родина?..

И не просто жить, а даже жизнь за них отдавать?

Так-то оно так. Но есть один важный нюанс.

Ни одна из земных ценностей не имеет абсолютной ценности и значимости. Все на земле является ценным только в разрезе небесной перспективы.

Имеется в виду, конечно, для христианина.

Вспомните хотя бы св. Серафима Саровского, который утверждал, что ни одна добродетель, даже самая высшая, такая как девство, не является целью сама по себе, а только как средство для стяжания Святого Духа.

Он даже в этом ключе разъяснил очень сложную и по-разному толкуемую притчу о разумных и неразумных девах. Пояснив, что неразумные девы, у которых закончилось масло в ожидании жениха, это те христиане, которые делают добро само по себе, не задумываясь о том, какую благодать Святого Духа оно привлекает.

То есть опять же живут на земле вне небесной перспективы, которая только всему и придает ценность и значимость.

Это можно сравнить с нефтью.

Что она есть сама по себе? Вонючая, грязная жидкость, да еще и весьма вредная при попадании в живую природу.

Нет в ней никакой ценности самой по себе.

Ценность нефти придал именно человек, разглядев в ней массу «полезностей» и «достоинств» и сделав ее главным источником энергии.

Так и в нашем вопросе. Только у нас уже не человек, а небо придает ценность всем земным вещам.

И – кстати, самому человеку.

То есть и люди имеют ценность не сами по себе, а в разрезе небесной перспективы. В разрезе того, стремятся ли они попасть на Небо и что делают для этого.

Да-да – мы тоже попадаем под закон придаваемой ценности.

То есть закон, по которому все на земле является ценным только в разрезе небесной перспективы.

Собственно, этот закон сформулировал Сам наш Спаситель Господь Иисус Христос, сказавший о всех земных ценностях:

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». Мф. 6.33.

Приложится как малоценное и малозначимое, что может даться человеку даром, если он будет стремиться к главному – Царству Небесному.

А вот если человек так не считает…

Увы – дальше можно описывать то, что происходит с нами.

Мы начинаем гоняться за земными благами, как за самодовлеющими «ценностями». Нам кажется, что семья хороша сама по себе, дети – тоже сами по себе, Родина – тоже, ближние…

И это я привел только самые, так сказать, «хорошие» ценности.

Я уже не говорю о всем другом, за чем может гоняться каждый из нас, плюнув сознательно или бессознательно, на небо.

Но – увы! – если мы забываем о небе, то и земного у нас не будет.

Не будет того, что именно нам и нужно, а будет то, что нам не нужно, а только будет нас бессмысленно терзать и мучить.

«Цельтесь в небо – попадете и в землю; цельтесь в землю – не попадете никуда», - сказал однажды Клайв Льюис, написавший знаменитые «Хроники Нарнии».

И ведь как хорошо сказал!

Это развитие и перифраз слов Христа:

«Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Мф. 6.21.

И если все наши «сокровища» здесь на земле, то и сердце наше будет вместе с ними влачиться в земной пыли и грязи.

И на небо ведь ничего грязное не попадет.

Надо бы чаще помнить об этом.