Найти тему
Василисины размышления

Почему в "Вам и не снилось" чувствуется фальшь?

При обсуждении повести и снятого по ней фильма "Вам и не снилось" подавляющее большинство комментаторов отметили привкус какой-то фальши.

(Если позабыли сюжет, начните отсюда)

Источник этой фальши пытались найти то в самой истории подростковой любви (как это, мальчик выбрал не самую красивую девочку в классе?!), то в неудачном подборе актеров на роли, то в родительских парах. Да и в разборах других авторов то и дело мелькают обвинения юной Кати-Юли в расчетливом манипулировании, учительницы Тани - в инфантильности и эмоциональной тупости, еще какие-то разоблачения.

Т.е. все чувствуют, что что-то здесь не то, но вот что именно? - Не поймать.

На самом деле всё в повести на своих местах. В фильме есть неудачные попытки смещения акцентов, но они не фатальны. Кастинг в целом тоже приемлемый.

Родительские пары вполне архетипичны: семья Ромы - ведомый тюфяк с фанабериями и ломовая лошадь; семья Кати-Юли - неувядающая красотка с молодым мужем.

С молодыми тоже все предсказуемо. Рома не слишком гормонально обременен, более склонен к переживаниям, нежели к действиям (в папу?). Его первая любовь как ощущение родства душ с девочкой, способной вдохновенно молиться фонарному столбу - она более ожидаема, чем острое влечение к физически ярким одноклассницам или тетенькам постарше.

Тогда откуда та фальшь? - А фальшь - она из духа того самого времени. Точнее, из восприятия времени тогдашним молодым поколением, с точки зрения которого и построено повествование. " В Юлькиных глазах навсегда застыло удивление пополам с насмешкой, рожденное от первого столкновения оценочного слова и реальной ситуации."

Для начала очертим временнЫе рамки истории. Дело происходит на границе 1970-80-х, но не год Олимпиады. Ну пусть будет 1981-й. Кате-Юле и Роме по 16 лет - стало быть, они 1965 года рождения.

Получается, что нынешние читатели/зрители старшего эшелона (основная аудитория моего канала) - тоже ровесники главных героев. И несут в душе все особенности этого поколения. В том числе умение вычленять разлитое кругом вранье. Считывают его на автопилоте. Читатели более молодые, по годам наши дети, немного контекст не понимают, но мастерски выписанную атмосферу тоже чувствуют.

Поздний развитой социализм, эпоха застоя. Вроде бы жизнь хороша, как никогда: подрастает второе поколение без войны, в среднем неплохой уровень жизни, людям квартиры в новостройках дают... Но на душе тошно, душно, везде чудится какой-то обман, недоговоренность, умолчание, двойная игра.

И ведь в самом деле - родители, поколение "отцов", все время врут! Очень редко называют настоящие причины, мотивы, цели своих поступков. Постоянно прикрываются вымышленной пользой, необходимостью, рекомендациями специалистов, обстоятельствами. Кто-то врет откровенно и активно, кто-то завуалированно, даже не вполне признаваясь в этом себе. Но врут постоянно.

Из-за этого с ними невозможно договориться, невозможно предугадать поступки и их последствия. А уж о том, чтобы обсудить ситуацию "словами через рот" и мечтать не приходится, это какое-то всеобщее табу!

Вот смотрите сами. Вера, мама Ромы, желая отдалить сына от неугодной ей подружки, сплетает целую сеть обмана. Переводит Рому в другую школу - мальчику нужен сильный математический класс! Увозит его ухаживать за якобы больной бабушкой. Вместе с бабушкой обманом лишают писем от любимой. Рассказывают гадости про девочку и ее семью.

Но, может быть, это просто глупая стратегия одной подлой женщины? Нет, врут и все прочие. И все носят какие-то маски.

Врет папа Ромы: выдумывает себе болезни, чтобы не участвовать активно в жизни семьи. Выдумывает вечную любовь, оправдывая охлаждение к жене. Потом еще выдумывает некую общественно-полезную деятельность (пишет кляузные письма в инстанции) - чтобы оправдать свою жизненную пассивность. Получается, что он не трус, слабак и лентяй, а активный гражданин, который лишь ввиду слабого здоровья не может приносить больше пользы.

Врет мама Кати-Юли - ей любой ценой нужно сгладить разницу в возрасте с молодым мужем в глазах окружающих. Переезжает подальше от прежних знакомых. Врет словами напрямую: "Теперь мама всем говорила, что да, конечно, дочь у нее большая, но она рано, слишком рано вышла замуж и сразу родила, прямо, можно сказать, в детстве." Вкладывает все силы во внешность. Всегда, всегда выглядеть на десять лет моложе, чем есть - это тоже вранье.

Врут бабушки, каждая по-своему.

Врет мама классной руководительницы Тани (та мама, что в книге. В фильме этот персонаж полностью переписан). "И как ни тяжело было Тане, как ни любила она маму в эти последние дни, мысль, что и теперь своими иронично-афористичными речами мама прежде всего сохраняет себя, а уж потом хочет что-то разъяснить, приходила не раз."

Врет сама Таня: то не может напрямую отказать во встрече старым подругам-актрисам и тащит с собой в театр класс. Этим "спасется от последующего после спектакля банкета... Она скажет: «Я здесь с классом. Я с вами потом». В другой раз также уклончиво отказывается от приглашения пойти с Лавочкиными - прически праздничной не сделала, знаете ли, неловко!

Привычно включается в любую ложь директор школы - ей проблемы не нужны.

Мы же друг друга понимаем? Роме нужна математическая школа. Вот и договорились!
Мы же друг друга понимаем? Роме нужна математическая школа. Вот и договорились!

Много, много мелкой, привычной, уже незаметной для исторгающих ее людей лжи. Вроде и не ложь даже, а соблюдение приличий, чтобы не обижать, не расстраивать, не обострять конфликты...

Но дети этих людей прекрасно ложь различают. С раннего детства. И уже отравились ею, переели. Внутренне пытаются отстраниться, но еще не бунтуют грубо и активно. Кстати, нежелание влюбленной Кати-Юли учиться, многими принимаемое за лень и тупость - это отторжение ею мира взрослых с их тотальной ложью. Выплескивание ребенка с водой. Необходимость учиться кажется ей такой же ложью, как и все прочее.

Точно также различаем эту ложь и мы. Поэтому привычно морщимся от фальшивых интонаций - только претензии ошибочно предъявляем авторам.

В следующий раз выскажу свое мнение, откуда возник этот вал всеобщего вранья.

А пока можете сами посчитать, кто и сколько раз соврал в "Вам и не снилось". Мог ли персонаж в тех условиях этого вранья избежать? И как, скорее всего, в подобных ситуациях поступили люди сейчас? Напишите в комментариях.

И не забывайте, что мы обсуждаем именно книгу, а не проблему лжи вообще!

Еще на канале о времени моей молодости: