Найти тему

На пути к минимализму: как избежать мук выбора в обществе потребления?

Мы привыкли к разнообразию выбора в наших торговых центрах и супермаркетах. Казалось бы, рядовое дело – выбрать себе новые ботинки. Но современный человек подойдет к вопросу со всей ответственностью. Посетит с десяток бутиков, переберет предложения маркетплейсов. Оценит внешний вид, удобство ходьбы, практичность, материалы. Рассмотрит, наконец, разные ценовые сегменты – и только тогда сделает выбор.

Всё? Нет, сразу после покупки на душе появляется некий язвительный червячок. Может быть, выбор был неправильным? Поспешным? Переплатили? Или надо было взять что попроще? Доходит до абсурда: не успеваем дойти домой, разворачиваемся на полпути и оформляем возврат. Процесс выбора закипает с новой силой.

Не лучше и ситуация в продуктовых супермаркетах. Задача: купить кетчуп. Но мы видим кетчупы от десятка производителей. Каждый производитель имеет собственный ассортимент: шашлычный кетчуп, с зеленью и пряностями, острый. И снова заминка: что выбрать?

Так или иначе, мы обозначили проблему – муки выбора, с которыми сталкивается современный человек, живущий в обществе потребления. А что, если спросить у людей старшего поколения, тех, которые прекрасно помнят Советский Союз? Что же, СССР переживал разные времена. В последние «перестроечные» годы люди испытывали трудности буквально со всем. Советскому человеку на излете Союза было не до мук выбора. Брали те ботинки, которые были в продаже (лишь бы подошел размер). Кетчуп? Это вообще что-то буржуйское. Да, гурманы помнят болгарский кетчуп, но чаще всего в быту обходились томат-пастой. Сокрушались ли по поводу отсутствия кетчупа двадцати наименований? Нет, не сокрушались. Другие были тогда проблемы.

Проблема, кстати, не придумана автором. Да, мы получили общество потребления во всей красе: сто сортов колбасы, майонез, кетчуп – только выбирай и плати! С другой стороны, вместе с безудержным потреблением подкрались страхи и стрессы. Мы начали думать, взвешивать, сомневаться, прикидывать разные решения, оценивать возможные последствия. Просто вспомните свои последние покупки, особенно крупные покупки! Вот, например, телевизор. Сколько брендов, моделей перебрали. Изучили технические возможности, характеристики. Попутно ознакомились с кредитами, рассрочками и прочими «сплитами». Сколько информации вылилось на вашу голову (включая отзывы потребителей) перед тем, как вы оплатили свою покупку. А после покупки недели две мучились: может, зря взяли? Не та модель? А так ли нужен был потребительский кредит? И так далее, и тому подобное. Поневоле начнешь завидовать советскому человеку: накопил на типовой «Темп» или «Рубин», купил и наслаждаешься жизнью…

Психологи, кстати, уже забили тревогу. Так, на Западе вышла любопытная книга «Парадокс выбора» за авторством Барри Шварца (Barry Schwartz). Автор делает убийственный вывод: «Когда существует выбор – это, в общем, хорошо. Но переизбыток выбора неизбежно ведет к перегрузке сознания – когда люди вместо ожидаемой радости начинают чувствовать себя подавленными и загнанными в угол. Они не способны принимать взвешенные и обдуманные решения. Более того, избыток выбора зачастую ведет к ухудшению качества выбора и принятию ошибочных решений». А далее как по нотам: горькое послевкусие после покупки плюс тяжелые раздумья. «Отдал почти две зарплаты, а ведь без этой игрушки можно было запросто обойтись». На что потом будем жить? Чай, не Советский Союз…

Как вы знаете, дорогие читатели, личный минимализм – это сознательный отказ от жизни по канонам общества потребления. Это жизнь по принципам разумной достаточности, это, наконец, ограничение того же выбора. Однако абсолютно невозможно, выбрав минимализм как новую философию, отгородиться высоким забором от мира потребления. Как можно ограничить тот самый выбор? Какие установки себе преподать?

Признайте наличие проблемы. Мы не зря столь подробно остановились на «муках выбора». Если вас постоянно одолевают сомнения, вы перебираете десятки вариантов перед любой покупкой, накопилась определенная усталость – знайте, статья для вас и про вас. Когда вы признаете проблему, гораздо проще выстроить стратегии защиты.

Начните с малого. Например, упорядочьте свои еженедельные покупки в гипермаркете. Победите склонность прохаживаться вдоль рядов, смотреть, сопоставлять, брать продукт с полки, ставить на место. Определенный опыт в смысле качества того или иного продукта вы уже приобрели. Составьте четкий список того, что нужно купить именно сегодня. Положите эти продукты в корзину. Следуйте на кассу.

Доверьтесь «внутреннему автопилоту». Не переживайте, этот автопилот (он же внутренний голос) живет в каждом из нас. Припомните, как себя ведет «автопилот» в том же гипермаркете. Рука сама собой тянется к тому или иному продукту. И именно этот продукт на поверку оказывается самым вкусным. Прислушивайтесь к своему чутью и при крупных покупках.

Найдите «свои» бренды. Например, в обуви или одежде. Вам нравится, вещи хорошо сидят, долго носятся – зачем изобретать велосипед, думать, сопоставлять и переживать? Сказанное касается и продуктов питания. Вкусно, зашло, получили удовольствие – покупайте с радостью.

Не мода, не технологии и не понты. Особо отметим так называемые статусные товары. Например, смартфоны – они нужны любому современному человеку. И минималисту, и максималисту. Время от времени на рынок выбрасываются «прорывные» с точки зрения технологий продукты. Новые функции, новые возможности. Подогревают интерес к своим моделям и топовые производители. Давайте честно: ну ведь круто продемонстрировать коллегам смартфон топ-уровня, который был представлен неделю назад! А теперь вопросы. Сколько денег пришлось за него отдать? А стоил ли девайс отданных за него денег вообще – что экстранового вы вообще получили на свои деньги? Совет от минималистов: перед покупкой просто составьте для себя некое техническое задание. Например, вам нужен мощный смартфон с отличной камерой, высоким качеством видео и т.д. Поставьте фильтр и ищите. Поверьте, нет никакого смысла зацикливаться на новинках или брендах. Чистое соотношение цены, качества и нужного вам функционала. Без привязок к громким брендам.

Не зацикливайтесь на поисках самого выгодного предложения. Не ждите неделями и месяцами, когда модель «подешевеет». Сделав выбор, посмотрите предложения на доступных маркетплейсах. Держите в голове среднюю цену, сложившуюся по рынку. Наметились что-либо купить – покупайте. Или найдите деньгам лучшее применение.

Избегайте ненужных дорогостоящих покупок. Даже когда вы не стеснены в средствах – как говорится, «можете себе позволить». Например, те же телевизор или смартфон. Если девайсы, которыми вы располагаете здесь и сейчас, вполне работоспособны, они исправно выполняют свои функции (о сильном моральном устаревании даже говорить не приходится), тогда зачем вообще их менять вообще? Элементарное здравомыслие – ваше всё. Просто подумайте, на что вы собираетесь потратить свои деньги.

Помните: муки выбора реально существуют. Вне зависимости от уровня вашего достатка. Сначала вы не можете принять решение, как будто охватывает внутренний паралич – затем, по прошествии эффекта новизны, начинают преследовать чувства сожаления и неудовлетворенности. Особенно когда вещь не оправдала ожиданий – а такое случается сплошь и рядом.

Конечно, вы помните основную заповедь минимализма: «Жить по средствам и довольствоваться малым». Иногда «меньше» значит «больше», и это отнюдь не фигура речи!

Подписывайтесь на наш канал, чтобы регулярно узнавать еще больше интересной и полезной информации!