Найти тему
94,8K подписчиков

Ребёнок без хобби: что делать, если детям ничего не интересно. Пример из жизни

570 прочитали
Фото Николя Портнои
Фото Николя Портнои

Представьте, что вы работаете спортивным тренером, который на протяжении нескольких лет безуспешно пытается привить своим детям глубокую любовь к спорту. А потом, в один прекрасный день, ваш сын возвращается из школы и заявляет:

-
Папа, я решил серьёзно заняться физкультурой. Помоги мне составить план тренировок?

Испытаете ли вы в этот момент приступ растерянности от того, что вдруг поймёте, что ничего не понимаете?

Всё было не зря

Каждый заботливый родитель пытается сделать так, чтобы его дети не повторяли его ошибок. Но каждый заботливый родитель упирается своей мудрой головой в одну и ту же стену: дети отказываются понимать, зачем им опыт родителей, если они растут в совершенно иных условиях.

Я отчётливо помню тот момент, когда получил кирпичом в глаз.

Мне было лет восемь, и я тогда на какое-то мгновение потерял сознание. Думаю, первый раз в жизни. Драки составляли тёмную сторону нашего светлого детства и заставили усвоить: будь сильным, чтобы не быть слабым.

В разные периоды времени я пытался приучить своих детей к силовым упражнениям, боевым искусствам, практике выживания в лесу, практической психологии - так, чтобы от состояния "проявленный интерес" подтолкнуть их к позиции "глубокая увлечённость". И в чём-то преуспел: есть грамоты, медали, какие-то навыки... Да только в этой бочке дёгтя оказалось не меньше чем мёда, ведь дети отказывались настолько глубоко погружаться в тему, насколько ожидал от них я. Казалось, они довольствуются тем, что ухватили по верхам.

И в какой-то момент я сдался. Я сказал: "Вы так много раз начинали, а потом бросали, что я уже устал тащить вас в ваше светлое будущее. Тащитесь сами".

И вот как-то старший внезапно выдаёт:

- Папа, я освоил вторую ступень аутотренинга. Какое там следующее упражнение?

Я глубокомысленно почесал в затылке. Когда мы с ними аутотренингом последний раз занимались? Года два назад? А тут младший возвращается из школы:

- Помоги составить план тренировок. Хочу заниматься!

Ушам своим не верю. Откуда мотивация взялась?

Представьте, что вы работаете спортивным тренером, который на протяжении нескольких лет безуспешно пытается привить своим детям глубокую любовь к спорту.-2

Что делать, если детям ничего не интересно

Иногда неосторожно брошенное слово врезается в память и потом стучит в ушах долгие годы. Иногда робкие и ни к чему не обязывающие эпизоды из детства выстреливают уже во взрослой жизни, направляя человека и указывая на достойный вариант решения проблем.

Мой отец никогда не занимался спортом, но одни из самых ранних моих воспоминаний связаны с турниками в лесу, которые он сделал для меня и брата. Мне тогда было всего три года. Знал ли тогда, много лет назад, мой родитель, что тренировки в лесу станут частью моей жизненной философии?

Глубокое погружение в процесс - свойство зрелой личности. Нельзя этого требовать от детей. Детская пора требует иного: пробовать, хватать по верхам, проявлять интерес ко всему и ни к чему конкретно, познавать жизнь во всём её разнообразии, чтобы тут же оттолкнуть одно и взяться за другое. Любой конструктивный интерес нужно удовлетворять, но не стоит принуждать ребёнка к тому, к чему интерес у него пропадает. Ничего не проходит зря. Придёт время - и повзрослевшее чадо само сделает собственный сознательный выбор.

Впрочем, не стоит забывать, что часто угасание интереса ребёнка к реальному миру связано с виртуальной реальностью. Я всегда ограничивал контакт детей с гаджетами и продолжаю это делать до сих пор. Бесконтрольное взаимодействие неокрепшей психики с виртуальным миром перечеркнёт любые педагогические усилия со стороны родителей.

Но вернёмся к мотивам.

Младший отпрыск, некогда подтягивавшийся 30 раз, кряхтя и охая, выжал восемь. Для него это стало личной трагедией: он же отчётливо помнит, как тренер ставил его играть в лесенку на подтягивания со старшеклассниками, и он утирал им носы. Было чем гордиться! Было. А теперь есть, с чем сравнивать. Есть два "Я": "Я" сильное и "Я" слабое. А есть "Я", которое делает выбор. Самостоятельно, без папиной помощи.

А старший объяснил свой порыв так:

- Интересно, что я могу силой мысли повлиять на своё тело.

И теперь мне интересно, куда его этот интерес приведёт. Меня такой интерес заставил создать метод "Охотник" и разработать целую философскую концепцию. Возможно мы, родители, не тщетно раскидываем семена над мозгами своих детушек? И даже когда нам кажется, что ничего не взошло, быть может, мы просто торопим события?

Читать по теме

Наши соцсети: ВК Телеграмм Ютуб