Найти тему

Иск о признании права на компенсацию части денежных средств.

Декабрь выдался очень насыщенный для нашего Адвокатского Бюро. Бюро работает в бешеном режиме: 2-3 заседания весь декабрь у каждого адвоката это повседневная декабрьская реальность. Важно сохранять концентрацию и работать по плану.
25.12.23 в Тюмени, мы завершили уникальное дело. Юридический вопрос, остававшийся без своего логического разрешения почти 10 лет был закончен.

Предыстория:
2 года назад ко мне обратился доверитель с не совсем стандартным вопросом: Бывший супруг, с котором брак был расторгнут больше 8 лет назад, нарушил договорённости о разделе имущества. Супруги в период брака приобрели 2 ипотечные квартиры, внесли первый взнос, полтора года платили ипотеку совместно. После расторжения брака была достигнута устная договорённость, что после полной выплаты ипотеки, одна из квартир останется их совместному ребёнку. Время шло, не было никаких предпосылок к неладному. Совершенно случайно, супруга, узнаёт что пол года назад квартиры были проданы, ее права не соблюдены, как и устные договорённости.

Юридические действия:
В 2021 году нашим бюро был подготовлен иск о признании права на компенсацию части денежных средств, выплаченных за квартиры в период брака. Исковое заявление в связи с исключительной подсудностью подлежало рассмотрению Тюменским районным судом.

Несмотря на «стандартный» характер требований, проблемы возникли почти сразу. Судья при первой очной встрече в предварительном судебном заседании скептически отнёсся к требованиям, не выполнил обязательных действий связанных с подготовкой дела к предварительному заседанию (запросы в банк, Росреестр, график платежей по ипотеке). Уже в следующем судебном заседании, ответчик — бывший супруг. Представил копию соглашения о разделе совместно нажитого имущества, в котором супруга отказывалась от своих претензий на спорные квартиры. Обрадовавшись легкому разрешению вопроса и с нарушением принципа заблаговременного раскрытия доказательств суд дело закончил в иске отказав.

Новая парадигма дела и наша стратегия.
Стоит отметить что никакого письменного соглашения в реальности не существовало. Соглашение было не нотариальным. (Да, в тот период времени закон позволял такие вольности). Мнение истца о документе суд выяснить не удосужился. Экспертиза подписи не проводилась.

С обоснованными претензиями истицы весь 2022 год прошёл в апелляционной и кассационной инстанциях. Но несмотря на очевидную обоснованность возражений и необходимость произвести экспертизу, «Сибирская фемида» не усмотрела нарушений, и оставила решение первой инстанции без изменений.

Принципиальность ситуации не позволяла сдаваться. С учетом доступа к документу (соглашению о разделе имущества) только в апелляционной инстанции, было принято решение обратиться с иском по новому основанию.

Несмотря на процессуальные сложности, ангажированность новой судьи (с учетом наличия ранее вступивших в законную силу актов) адвокатам удалось добиться проведения судебной почерковедческой экспертизы.

Экспертизой был сделан однозначный вывод: «подпись выполненная на документе не принадлежит супруге».

Результаты:
Понимая всю предусмотренную законом ответственность за фальсификацию/подлог доказательств по ранее рассмотренному делу (303, 327 УК РФ) и перспективу рассмотрения текущего дела, ответчик принял условия истицы.
25.12.23 судом было утверждено мировое соглашение. Бывший супруг передал в собственность сыну бывшей супруги другую квартиру. Стоимость переданного имущества в 3х кратном размере превышает заявленные истицей требования.

Доверитель доволен, суд (надеюсь) осознал свои ошибки, достигнуто максимально взвешенное и грамотное решение для обеих сторон.

Вице-президент Юридического бюро №1 Де-Юре: Синицын Кирилл Александрович