Все мы знаем Александра Сергеевича Яковлева как прославленного авиаконструктора, одного из крупнейших специалистов данной сферы в истории Советского Союза. Но в 1935 году он был ещё 29-летним активистом общества «Осоавиахим», создателем ряда спортивных (учебных) самолётов.
ЦК ВКП(б) в то время серьёзно заинтересовался вопросами подготовки кадров для авиации: как и на чём учить пилотов. 12 июля 1935 года для высшего партийного руководства на Тушинском аэродроме была организована демонстрация достижений пилотов-спортсменов Центрального аэроклуба.
«Где-где сделан самолёт? В кроватной мастерской?!..»
Как всегда в таких случаях, подготовка мероприятия вызвала колоссальный переполох и грандиозную показуху. Задолго до приезда высокопоставленных гостей в Тушино свезли всех: авиамоделистов и конструкторов, лётчиков и планеристов, спортсменов и парашютистов.
Нагнали кучу техники - самолёты, планеры, авиамамодели. Люди долго и нудно толпились в западной части тушинского аэродрома, в излучине Москва-реки, и напряжённо посматривали то на ворота аэродрома, то на шоссе, то на хмурое небо, которое могло помешать демонстрации.
Наконец появился кортеж тяжёлых чёрных автомобилей. Из них вышли Сталин, Клим Ворошилов и Александр Косарев (лидер ВЛКСМ), в сопровождении военных и штатских.
Сталина Яковлев увидел впервые: невысокий плотный человек в простом сером однобортном пальто, в фуражке из такого же материала, в мягких шевровых сапогах. Вождь держался очень просто и спокойно, сразу же вступив в оживлённую беседу с осавиахимовцами.
Те заметно нервничали: накрапывал дождик, поэтому люди боялись отмены долгожданной демонстрации своих достижений. Но опасались они зря: до полноценного дождя дело не дошло, и демонстрация началась.
Открыли её планеристы. В индивидуальных и групповых полётах на планерах они очень эффектно показали виртуозное управление безмоторными летательными аппаратами.
После этого 32-летний лётчик-испытатель Михаил Алексеев на самолёте У-2 позабавил высокопоставленных гостей театрализованным номером «Первый самостоятельный вылет ученика».
В этом авиационном шарже Алексеев заставил самолёт делать в воздухе неестественные движения, а потом приземлился, с такими прыжками и «козлением», что у зрителей создалось впечатление: сейчас бедный У-2 рассыплется.
Представление понравилось: высокие гости смеялись и аплодировали. Потом пошёл показ новых спортивных и учебных самолётов. Они, в том числе и яковлевский УТ-2, взлетели один за другим, и ринулись в сторону села Павшино. Там выстроились в линию, подошли к аэродрому и резко дали форсаж.
Самолёты стали обгонять один другой, старичок У-2 отстал. УТ-2 уверенно вырвался вперёд и первым промчался над гостями. Сталин тут же громко спросил: «Чья машина?» - «Яковлева». Александра Сергеевича тут же подвинули к Сталину и Климу Ворошилову.
После Сталин и Ворошилов, в сопровождении конструктора пошли смотреть самолёт. Вождь постучал пальцем по крылу:
«Дерево?» - «Сосна и берёзовая фанера, товарищ Сталин». – «Какая наибольшая скорость?» – «200 км/час» – «А у У-2?» – «150».
Сталин тут же поинтересовался у лётчиков:
«На какой машине лучше готовить пилотов для истребителей И-16?» – «Конечно на этой», – зашумели те. – «А почему?» – «Да ведь у этой скорость больше, и она моноплан, так же как И-16, а У-2 – биплан».
«А на каком заводе строили Вашу машину?»– повернулся Сталин к Яковлеву. – «На кроватной фабрике на Ленинградском шоссе». – «Как-как?.. На кроватной?!» - «Так точно, в кроватной мастерской».
«Пилот объяснял, что нога соскочила с педали, но всем было ясно: он свалил самолёт в реку из-за своей грубой ошибки»
Сталин продолжал расспрашивать Яковлева о моторе и особенностях конструкции самолёта. Тем временем пошла демонстрация прыжков парашютистов. Она тоже получилась удачной.
Но потом лётчик-испытатель Михаил Алексеев заигрался с фигурами высшего пилотажа, не сумел вывести У-2 из штопора, и самолёт рухнул в реку… Это была катастрофа, напугавшая всех: люди подумали, что пилот разбился, и праздник безнадёжно испорчен.
Однако вскоре с места падения приехала санитарная машина, и из неё вышел целый и невредимый Алексеев. Он был не жив и не мёртв от страха и огорчения, объясняя, что у него в последнюю минуту перед выводом из штопора нога соскользнула с педали.
Все понимали, что это наивное объяснение. Что на самом деле лётчик, зарвавшись, допустил грубую ошибку. Он и сам это понимал, и думал, что теперь ему конец.
И его можно понять. Молодой лётчик разбил самолёт на глазах у Сталина и Ворошилова, но такой реакции от Вождя точно не ожидали: Сталин подошёл к нему, пожал руку и обнял. Нервозная атмосфера разрядилась: все выдохнули с облегчением: главное, лётчик остался жив (Михаил Алексеев всё равно разобьётся, но гораздо позже – в июле 1939-го, испытывая новый И-16 с инновационным мотором М-25А, с турбокомпрессором).
Но тогда, в июле 1935-го, по итогам демонстрации авиатехники, все были довольны и собрались для общего снимка. Скромный Яковлев замешкался, и группа для фотографирования скомплектовалась без него.
Сталин, заметив замешательство молодого конструктора, поманил его пальцем, предложив сесть рядом с ним, и положил на его плечо свою руку. Так и запечатлел их фотограф.
⚡Больше таких историй можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
А по итогам этого тушинского показа созрело решение: принять на вооружение учебно-тренировочный самолёт УТ-2. И выпускать его стали уже не в кроватной мастерской, а на полноценном авиазаводе. В 1938-1948 годах было выпущено 7244 штуки УТ-2.
Примечательный случай этот описан в мемуарах Александра Яковлева «Воспоминания о людях и событиях», написанных в 1970-х годах.
Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Порадуйте меня лайком👍
А как Вы думаете, почему Сталин так отреагировал?