Найти в Дзене
Smart Simulation

Краткая история Московских пригородных электричек

В Российской империи отсутствовала современная система пригородных электричек, так как не было контактной сети. Первой предпосылкой к развитию пригородного движения стала мода на дачные поселки и отдых горожан из "среднего класса" на природе. Поезда того времени назывались "дачными".

Идея запустить первый маршрут электропоезда в Москве возникла в 1924 году. Увеличение пассажиропотока на участках Москва - Мытищи - Пушкино потребовало отказа от паровозной тяги и перехода на электрическую. Большое количество остановок, связанное со множеством дач, не позволяло использовать электровозы из-за их низкого ускорения и торможения. Было принято решение перейти на электропоезда, которые, несмотря на более высокую стоимость, были более эффективны в пригородном движении. Работы по электрификации начались в 1927 году, и через два года, 3 августа, состоялось пробное движение по новому маршруту. С 1 октября того же года электропоезда начали ходить по расписанию.

СР3-1598, депо Волгоград-Пассажирское. Источник: ru.wikipedia.org 
Авторство: Стерх. Gallery Photoarchive copy, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=66664158
СР3-1598, депо Волгоград-Пассажирское. Источник: ru.wikipedia.org Авторство: Стерх. Gallery Photoarchive copy, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=66664158

В результате успешной эксплуатации первого электрифицированного участка, всё пригородное движение Москвы стало электрическим. В 1933 году электрички пошли по Горьковскому направлению до станции Обираловка, в 1935 году по Рязанскому, а в 1937 году по Курскому. Электрификация пригородного движения в Подмосковье началась и продолжалась даже во время Второй мировой войны (1943-1945 гг.). Пригородные электропоезда стали появляться во всех регионах страны, в особенности вокруг Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга) и на Северном Кавказе.

Первую московскую линию обслуживали короткие электропоезда, состоящие из моторного вагона с надписью "ЭМ" (электромоторный) и двух обычных вагонов с буквой "Э" (электровагон). Часть одного из вагонов обычно занимала багажная камера. Интересно, что моторный вагон располагался между обычными, чтобы обеспечить максимальное ускорение электрички.

ЭР1 с выходом под высокие платформы, фото 1964 года. Источник: ru.wikipedia.org
Авторство: Thomas Taylor Hammond (1920-1993). University of Virginia Center for Russian, East European, and Eurasian Studies (www.virginia.edu/creees), CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=64899296
ЭР1 с выходом под высокие платформы, фото 1964 года. Источник: ru.wikipedia.org Авторство: Thomas Taylor Hammond (1920-1993). University of Virginia Center for Russian, East European, and Eurasian Studies (www.virginia.edu/creees), CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=64899296

Первые пригородные электропоезда были построены на мытищинском вагоностроительном заводе в 1929 году. Они получили серию "С" в связи с принадлежностью к Северной железной дороге, а также упоминание английской фирмы "Виккерс", производившей электрооборудование для вагонов. Электродвигатели, как и для первых электровозов, изготавливались на заводе "Динамо".

Позже появились другие электропоезда серии "СД", где первая буква снова указывала на Северную железную дорогу, а "Д" указывала на электрооборудование от столичного завода "Динамо". Однако самой популярной стала серия "СР", производимая Рижским заводом. Она использовалась на железных дорогах до конца 1980-х годов и отличалась возможностью работать при более высоком напряжении контактной сети - 3000В.

Современный электропоезд "Ласточка" (ЭС2Г). Фото: Smart Simulation
Современный электропоезд "Ласточка" (ЭС2Г). Фото: Smart Simulation

Начиная с 1957 года началась эпоха электропоездов серии ЭР (Электропоезд Рижский), которые выпускались до 1991 года. В середине 1960-х годов появились принципиально другие электропоезда серии ЭР22 повышенной комфортности. Они отличались наличием трех дверей, мягкими сиденьями и яркой окраской, однако имели недопустимо большую нагрузку на ось: 22 тонны вместо 16 тонн у электропоездов серии ЭР2. После распада СССР в России главным производителем пригородных электропоездов стал Демиховский машиностроительный завод (ДМЗ), который в настоящее время выпускает две серии: ЭП2Д и ЭП3Д, соответственно, для постоянного и переменного тока. Эти электропоезда обладают современным обтекаемым дизайном. Заводом "Тверской Вагоностроительный Завод" был организован выпуск электропоездов серии ЭГ2ТВ "Иволга". А на заводе "Уральские локомотивы" производятся электропоезда разработки компании Siemens - "Ласточка" (ЭС2ГП).

На этом все! Не забывайте подписываться и ставить лайки!

Как всегда, Smart Simulation!