В Российской империи отсутствовала современная система пригородных электричек, так как не было контактной сети. Первой предпосылкой к развитию пригородного движения стала мода на дачные поселки и отдых горожан из "среднего класса" на природе. Поезда того времени назывались "дачными".
Идея запустить первый маршрут электропоезда в Москве возникла в 1924 году. Увеличение пассажиропотока на участках Москва - Мытищи - Пушкино потребовало отказа от паровозной тяги и перехода на электрическую. Большое количество остановок, связанное со множеством дач, не позволяло использовать электровозы из-за их низкого ускорения и торможения. Было принято решение перейти на электропоезда, которые, несмотря на более высокую стоимость, были более эффективны в пригородном движении. Работы по электрификации начались в 1927 году, и через два года, 3 августа, состоялось пробное движение по новому маршруту. С 1 октября того же года электропоезда начали ходить по расписанию.
В результате успешной эксплуатации первого электрифицированного участка, всё пригородное движение Москвы стало электрическим. В 1933 году электрички пошли по Горьковскому направлению до станции Обираловка, в 1935 году по Рязанскому, а в 1937 году по Курскому. Электрификация пригородного движения в Подмосковье началась и продолжалась даже во время Второй мировой войны (1943-1945 гг.). Пригородные электропоезда стали появляться во всех регионах страны, в особенности вокруг Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга) и на Северном Кавказе.
Первую московскую линию обслуживали короткие электропоезда, состоящие из моторного вагона с надписью "ЭМ" (электромоторный) и двух обычных вагонов с буквой "Э" (электровагон). Часть одного из вагонов обычно занимала багажная камера. Интересно, что моторный вагон располагался между обычными, чтобы обеспечить максимальное ускорение электрички.
Первые пригородные электропоезда были построены на мытищинском вагоностроительном заводе в 1929 году. Они получили серию "С" в связи с принадлежностью к Северной железной дороге, а также упоминание английской фирмы "Виккерс", производившей электрооборудование для вагонов. Электродвигатели, как и для первых электровозов, изготавливались на заводе "Динамо".
Позже появились другие электропоезда серии "СД", где первая буква снова указывала на Северную железную дорогу, а "Д" указывала на электрооборудование от столичного завода "Динамо". Однако самой популярной стала серия "СР", производимая Рижским заводом. Она использовалась на железных дорогах до конца 1980-х годов и отличалась возможностью работать при более высоком напряжении контактной сети - 3000В.
Начиная с 1957 года началась эпоха электропоездов серии ЭР (Электропоезд Рижский), которые выпускались до 1991 года. В середине 1960-х годов появились принципиально другие электропоезда серии ЭР22 повышенной комфортности. Они отличались наличием трех дверей, мягкими сиденьями и яркой окраской, однако имели недопустимо большую нагрузку на ось: 22 тонны вместо 16 тонн у электропоездов серии ЭР2. После распада СССР в России главным производителем пригородных электропоездов стал Демиховский машиностроительный завод (ДМЗ), который в настоящее время выпускает две серии: ЭП2Д и ЭП3Д, соответственно, для постоянного и переменного тока. Эти электропоезда обладают современным обтекаемым дизайном. Заводом "Тверской Вагоностроительный Завод" был организован выпуск электропоездов серии ЭГ2ТВ "Иволга". А на заводе "Уральские локомотивы" производятся электропоезда разработки компании Siemens - "Ласточка" (ЭС2ГП).
На этом все! Не забывайте подписываться и ставить лайки!