Найти тему
РИАМО

В Подмосковье начали работу над новым способом лечения болезни Альцгеймера, гриппа и ВИЧ

В России могут появиться принципиально новые решения в лечении болезни Альцгеймера, а также наиболее распространённых вирусных заболеваний. Над исследованиями работают в лаборатории ИФХЭ РАН в Москве при участии ученых из МФТИ в Долгопрудном.

В рамках исследовательского проекта происходит глубокое изучение белков. Конечная цель — увидеть новые элементы молекул, которые могут стать мишенью для воздействия лекарственных препаратов.

Подобные решения на уровне молекулярно-таргетной терапии не имеют аналогов в мире. У лаборатории есть возможности синтезировать те или иные лекарственные препараты, которые уже выпускаются за рубежом.

Но перед коллективом научных сотрудников стоит задача обеспечить технологический суверенитет России и разработать прорывные технологии. В январе 2024 года уже было опубликовано фундаментальное исследование белков — предшественников бета-амилоидов.

С этими белками взаимодействуют определенные ферменты, что обеспечивает нормальную работу мозга. Но при нарушении, будь то генетическая мутация или гипоксия (кислородное голодание), ферменты начинают отрезать от предшественников бета-амилоидов "неправильные кусочки".

- Эти кусочки со временем и превращаются в жировые бляшки, которые ассоциируются у большинства ученых с болезнью Альцгеймера, — рассказывает научный сотрудник Института физической химии и электрохимии им. А. Н. Фрумкина РАН и доцент кафедры физики живых систем МФТИ Олег Батищев.

Сегодня ученые занимаются поиском конкретного участка белка, который взаимодействует с холестерином в мембране клетки и может быть критическим для формирования бляшек. Параллельно аналогичные «мишени» на молекулярном уровне ищут в белках таких распространенных вирусов, как грипп или ВИЧ. Для перебора вариантов молекулы, которая может стать лекарственной, ученые используют нейросети.

- Мы работаем в лаборатории полного цикла. Соединение фундаментальных исследований, прикладных исследований и возможности выхода на доклинические исследования лекарственных препаратов позволяет нам глубоко видеть проблему и предлагать какие-то новые решения, которых в мире еще нет, — комментирует Батищев.

Читайте также: