Осенью 1943 года командующий группой армий «Юг» Эрих фон Манштейн получил от Ставки Гитлера колоссальный подарок – на усиление прибыли свежие танковые дивизии. Видимо Гитлер надеялся, что фон Манштейн сотворит такое же чудо, как это было зимой 42/43 года под Харьковом. Тогда он в короткие сроки получил 6-ю и 7-ю танковые дивизии и танковый корпус СС в составе трех ударных дивизий. В итоге успех был и этого никто не отрицает.
После тяжелых боев под Курском из активных наступательных действий были выключены два наших стратегических направления из трех (активным осталось только юго-западное направление) – потери в танках были огромными и их удалось восполнить только для двух танковых армий (3-я и 5-я), которые были брошены в бои на Юго-Западном направлении. Понимая, что ставки высоки Гитлер бросил на чашу весов свежие танковые дивизии и … не успел.
С конца октября и до конца декабря 1943 года в состав группы армий «Юг» прибыли танковые дивизии (1-я, 14-я, 16-я, 24-я, 25-я и 1-я тд СС «ЛАГ») - для сравнения в тот же период в составе группы армий «Центр» прибыла лишь одна ударная дивизия – под Витебск в декабре 1943 года панцергренадерская дивизия «Фельдхернхалле».
Так вот в этот раз от их использования ничего толкового не вышло–в ноябре-декабре их удар сдержали наши войска, а с 24 декабря 1943 года в бой начали вводится восстановленные после Курской бойни советские танковые армии – с начала пошла 1 -я танковая армия (Катукова), затем с конца января выступила 2-я танковая (Богданова). К тому же прямо на фронте была сформирована новая 6-я танковая (Кравченко), пошедшая в бой уже в феврале и в марте была введена 4-я танковая армия (Баданова) - в итоге фон Манштейн выступил плохо и проиграл. 31 марта он был снят с должности.
(эта вводная часть будет повторяться, чтобы читателю было понятно, о чем речь при описании дивизий)
24-я танковая дивизия генерала Максимилиана фон Эдельсхайма, прибыла на фронт под Ново Стародуб (восточнее Кировограда) в конце октября 1943 года – это также было восстановленное после уничтожения в Сталинграде соединение. Фон Эдельсхайм был ветераном 24-й тд и успешно проявил себя во всех боях вплоть до Сталинградской катастрофы. Получив в декабре 1942 года Дубовые листья к Рыцарскому кресту. Он был вывезен из окружения и получил задачу сформировать новую 24-ю тд – с ней он и пошел в бой осенью 1943 года на Украине, воюя в основном на Никопольском плацдарме.
Что касается боевой мощи 24-й танковой дивизии, то до начала боев в ней насчитывалось 49 «четверок» и 44 StuG.III – дивизия была укомплектована аналогично 14-й танковой дивизии.
Через 4 месяца боев на 1 марта 1944 года в строю осталось исправных 3 «четверки» и еще 5 было в ремонте, а также 1 исправное StuG.III.
Интересно, что и в эту дивизию пополнение шло очень скудно - 5 танков Pz.IV в ноябре. Таким образом из 54 танков Pz.IV и 44 StuG.III сгорело в боях 46 танков Pz.IV и 43 StuG.III - итого 89 бронеединицы.
Потери в людях с конца октября 1943 года по конец февраля 1944 года составили: 769 убито, 2433 ранено и 67 пропало без вести.
Несмотря на не самые высокие потери в личном составе дивизия потеряла одного из ключевых офицеров, влиявших на боевой дух соединения – так 19 января 1944 года получил смертельное ранение Кавалер Рыцарского креста с Дубовыми листьями командир 2-го батальона 26-го панцергренадерского полка капитан Георг Михаэль.