Найти в Дзене
DocsInBox

Как мотивировать сотрудников в ресторанном бизнесе

Оглавление

Когда заведение набирает обороты, владелец и управляющий начинают задумываться об улучшении процессов, в том числе о работе с персоналом. Возникают задачи, направленные на мотивацию и удержание коллектива. В статье собрали ключевые аспекты мотивационной политики заведения.

Из чего строится мотивация

Говоря о мотивации персонала, стоит прежде всего вспомнить об основах человеческой мотивации в целом: она основывается на пирамиде Маслоу. Проследить связь мотивации в ресторане с пирамидой можно следующим образом:

-2

Из пирамиды наглядно видим, что, кроме стабильной и достаточно высокой зарплаты, сотрудникам нужна здоровая атмосфера в команде и понимающий, надёжный лидер. Кроме того, необходима возможность проявить свои навыки и получить положительную обратную связь и от руководителя, и от посетителей ресторана. Совокупность этих факторов поможет сотрудникам получать удовольствие от самореализации в ресторанной сфере, а вы избежите текучки и повысите качество обслуживания в ресторане.

Как построить эффективную систему мотивации

Первое ключевое качество вашей системы мотивации — это объективность. Система должна быть основана на чём-то, что можно измерить: количество продаж того или иного блюда, сумма чека, количество опозданий или отработанных смен и даже положительных отзывов от гостей. Все эти показатели простые и понятные, и их можно взять за основу мотивационной политики.

Система мотивации должна быть прозрачной. Все сотрудники должны понимать, за что могут получить поощрение. Установленные в заведении правила (например, начало рабочего дня) должны распространяться на всех, в том числе на руководителя — именно с его положительного примера начинается формирование здоровой мотивации в коллективе.

Также важна показательность мотивационной политики. Вы можете устно рассказать официантам о системе поощрений, но, скорее всего, эту информацию они не воспримут всерьёз и быстро забудут. Поэтому постарайтесь разместить данные о возможных бонусах на видном месте и донести информацию доходчиво до всех сотрудников. Пусть результаты «соревнований» будут отражены на видном месте, чтобы коллектив знал, к чему стремиться.

Кроме того, стоит сделать работу над мотивационной политикой совместной. Привлеките к составлению политики шеф-поваров, менеджеров ресторана и других старших сотрудников. Они лучше знают коллектив изнутри, поэтому смогут выбрать наиболее подходящие идеи. Кроме того, после внедрения системы мотивации регулярно собирайте обратную связь с других сотрудников, чтобы понимать слабые места и получить свежие идеи.

Чем мотивировать персонал

Кроме стабильного высокого дохода, есть множество способов мотивировать подчинённых. Вот несколько разнообразных вариантов мотивации:

  • концепция, философия, бренд ресторана;
  • стильная форма;
  • комфортный график работы;
  • регулярная адекватная обратная связь от руководителя;
  • возможность участвовать в обсуждении ключевых решений для развития заведения;
  • внутренние мероприятия: корпоративы и дни рождения;
  • возможность получить звание «сотрудник недели/месяца/года»;
  • дополнительный выходной;
  • посещение программ обучения, тренингов;
  • повышение;
  • право обслуживать ключевых гостей, знаменитостей;
  • обед или ужин в заведении за счёт работодателя;
  • подарочный сертификат на товар или услугу;
  • право первостепенного выбора выходных;
  • регулярные собрания с планированием и подведением итогов месяца/квартала/года.

Как сохранять и развивать мотивационную политику

Ещё пара деталей, которые необходимо учесть после внедрения мотивационной политики:

  • Статистика. Постарайтесь собирать данные о применении системы мотивации в отдельном документе. Так вы сможете наглядно увидеть, кто чего достигает и что за это получает. Если доступ к этому документу будет у сотрудников, такая прозрачность повысит уровень доверия к вам и подтолкнёт коллектив к новым достижениям.
  • Системность. Чтобы не забросить идею мотивации через месяц-другой, составьте график или календарный план мотивационных мероприятий. Это поможет вам работать более системно и регулярно отслеживать прогресс.
  • Обратная связь. Не забудьте удостовериться, что сотрудникам комфортно работать в таком «соревновательном» режиме и их по-настоящему мотивируют те стимулы, которые вы выбрали.

Одна из ключевых ценностей в общепите, как и в любом другом бизнесе, — это люди, на которых он построен, то есть ваши сотрудники. Поэтому при внедрении мотивационной политики обязательно отслеживайте их реакцию на нововведения. Сохраните только те способы мотивации, которые вдохновляют ваш коллектив. Так вы станете хорошим работодателем и избежите текучки кадров. Кроме того, в вашем заведении станет по-настоящему комфортно — и ваши гости обязательно это отметят и оценят.