Я как-то рассуждала здесь на тему, существовала ли в Древней Руси астрономия (как наука), и пришла к выводу, что в строгом смысле - нет.
Мне резонно напомнили, что был такой уникум - Кирик Новгородец, которого считают первым на Руси математиком, а отчасти и астрономом.
Вопрос в том, от какой именно части...
Кем был Кирик и чем занимался
Наш герой - книжник, монах, математик - родился в 1110 году в Великом Новгороде и умер там же после 1158.
Откуда с такой точностью известна первая дата (со старинными знаменитостями чаще бывает наоборот)? А от самого Кирика (Кирилла в монашестве).
В 1136 году он написал трактат "Учение о числах", где честно признался, сколько ему лет:
«Рождения моего до сюда бяше лет 26, а месяцев 312, а недель 1300, а дней 9500, без три дни…».
Подвизался он в Антониевом монастыре сразу в двух качествах: как диакон и как доместик, то есть руководитель церковного хора (стало быть, и музыкантом он тоже был).
У кого, как и чему учился в детстве и юности - тайна, покрытая мраком, но, скорее всего, его наставниками были церковные служители, поскольку только там он мог приобщиться к книжной премудрости.
Из трудов Кирика известно два значительных сочинения:
- Учение о числах (1136)
- Вопрошание Кириково (1140-50-е годы)
Пифагорейство на древнерусский лад
"Учение о числах" - не трактат о чистой математике, это сочинение, в котором проблема исчисления времени увязывается с религией, космологией и церковными установлениями.
Собственно, зачем новгородскому монаху было задумываться о точности подсчета временных отрезков? Вестимо дело, чтобы рассчитать правильные сроки наступления главных церковных праздников, пасхалий.
Однако тут переплетено всё со всем: Библия (дата сотворения мира), теория космологических циклов, расчет календаря, деление часа на части - и, наконец, выход в сферу личной биографии, поскольку Кирик точно подсчитывает, сколько лет, месяцев и дней прошло со времени его рождения до написания трактата.
К научной астрономии отнести всё это вряд ли возможно, хотя бы потому, что исходная точка - дата сотворения мира - безусловно, взята "с потолка".
И методы, которые сродни нумерологическим фантазиям, также далеки от научных. Кирик поддерживает теорию цикличности всех мировых процессов, но приписывает им периодичность, которая ни с какими практическими наблюдениями не согласуется, зато красиво смотрится на бумаге. Небо, по Кирику, "поновляется" раз в 80 лет, Земля - раз в 40 лет, море - раз в 60 лет, а вода вообще - раз в 70 лет.
Вряд ли наш монах сам всё это выдумал. Скорее всего, его так научили. Впрочем, мог и сам...
Ближе к истине календарные выкладки. Лунный календарь - вещь сугубо зримая, и тут главное - согласовать солнечный год с лунным.
Самое оригинальное у Кирика - деление часа на пять частей (откуда он таакое взял?), а затем еще раз на пять, и потом еще на... семь.
В Википедии последнее объясняется крайне туманно и неверно: "..вплоть до «седьмых», что, как считается, связано с описанием музыкальных интервалов".
Люди дорогие, не надо использовать терминов, которых вы не понимаете. Интервал - это расстояние между двумя звуками, взятыми совместно или попеременно. Значение интервалов обычно выражается через понятие ступени лада (секунда - вторая ступень, это две соседние ноты; терция - третья ступень, интервал - через одну ноту, и так далее; септима - седьмая ступень).
Можно выразить интервалы и математическими пропорциями. Тогда нам - к дедушке Пифагору, придумавшему пифагорейский музыкальный строй с акустически чистыми интервалами.
Основой строя станут кварта (соотношение 4:3), квинта (3:4) и октава (2:1).
Почему так, и как это обосновано математически - читайте тут.
Важно, что никаких "семерок" в интервальной теории пифагорейцев нет и быть не может. Седьмой обертон лада образует очень сложную пропорцию (243:128) и долгое время его точное вычисление оставалось проблемой для теоретиков музыки (вычислил великий скрипач Джузеппе Тартини в 18 веке).
В древнерусской теории музыки ничего похожего не было. Там вообще была другая система, заимствованная из Византии - осьмогласие, или октоих (система восьми "гласов", ладов со свойственными им интонационными формулами, которые использовались попеременно в течение недели церковного года). Нотировались средневековые певческие книги так затейливо, что ныне даже русисты прочитать эту музыку не могут. Видно только, что тут - знаменная нотация (пометы и крючочки над словами).
Нет сомнений в том, что Кирик, как доместик, разбирался в видах певческой нотации, но там заведомо нет никаких "семерок", потому что сам принцип организации этого текста другой, не математический, а мнемонический.
А как насчет космологии?
В общем, если кому-то совершенно необходимо доказать, что Россия - родина слонов, и обязательно найти в трудах Кирика астрономию - то флаг ему в руки.
На мой взгляд, никакой астрономии в них нет. Хотя бы потому, что эта тема, в отрыве от религиозных практик, его не интересовала. И еще раз повторю: отнюдь не всякий, даже интересующийся астрономией, может называться астрономом (я, к примеру, ею интересуюсь, но я ни разу не астроном - это другая сфера знаний и совсем другой уровень ее осмысления).
Другое дело - космология.
Без нее не обходится ни одна древняя или архаическая картина мира.
Все мифы начинаются с того, каким образом возник наш мир, какие силы в нем действуют, какова иерархия слоев мироздания, и прочее такое.
Космология в Древней Руси была, тут сомнений нет.
Могу отослать к целой книге на эту тему.
Лежит в сети, можно почитать онлайн и скачать, если понравится.
Но космология (если не подразумевать нынешнюю науку о космосе) вовсе не обязана быть точной и доказательной. Вы можете утверждать, что Земля стоит на трех китах (или слонах), что Солнце - брат/муж Луны (или наоборот), что видимые созвездия образовались путем вознесения на небо великих героев или волшебных существ... Никто не запретит. Можно сколько угодно искать в архаических мифах следы "знания" о "большом взрыве", "расширяющейся вселенной" и "палеоконтактах". Но никаких документальных подтверждений этим гипотезам мы не найдем. Потому что мифологическое и научное объяснение мира - два разных дискурса.
Не думаю, что значение фигуры Кирика Новгородского сколько-нибудь умалится от того, что мы не будем считать его астрономом.
--
Однако идеи Пифагора, связывавшего математику, физику, музыку и астрономию, оказались чрезвычайно живучи и отозвались даже в моей космоопере "Хранительница".
Романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.
Новый роман - "Возвращение Улисса" - закончен и полностью доступен на Литрес и Литмаркет.