Вопрос пришел мне в голову внезапно. Я тут довольно много писала о средневековой астрономии, арабской и западноевропейской. Были статьи про короля-астронома Альфонса Мудрого, про монаха Германа Расслабленного, про восточные астролябии и даже про женщину Аль-Астурлаби - изготовительницу астролябий в средневековом Багдаде...
Но ни одного древнерусского астронома я припомнить не могла.
Удивившись такой странности (хотя чему тут удивляться? Православие - оно не друг астрономии, давно понятно), я полезла в "матчасть". Есть ли литература на эту тему?
Даниил Святский и его труды
А как не быть. Но не густо: всего одна солидная очень старая монография Даниила Осиповича Святского, на которую все ссылаются. Ее переиздали с научными комментариями в 2007 году в капитальном сборнике трудов Святского - спасибо энтузиастам.
Посмотреть галерею: факсимиле титульного листа первого издания одной из работ Святского и аннотацию к переизданию 2007 года.
Автор книги - Даниил Осипович Святский (1881-1940), светлый человек с трагической судьбой, русский интеллигент-идеалист, попавший в жернова Советской власти. Чудом не оказался расстрелян, но не выдержал тягот ссылки и несправедливого к себе отношения и умер еще не старым.
Не хотелось бы пересказывать тут Википедию, но некоторые факты говорят сами за себя.
Был активным участником Русского общества любителей мироведения и Центрального бюро краеведения. В молодости побывал в царской тюрьме за то, что в декабре 1905 года призывал рабочих-железнодорожников и крестьян Орловской губернии помочь московскому восстанию.
То есть, никаким противником Советской власти он не являлся, хотя происходил из семьи священника и закончил Орловскую духовную семинарию. Однако его манила наука, и в Петербурге он фактически самоучкой приобщился с астрономии.
На своей визитной карточке 1923 года Святский написал:
"Астрономия есть наука, возвышающая нас и освобождающая от религиозных суеверий".
Тихий мирный краевед, астроном, метеоролог. Но чекисты докопались и до таких персонажей.
В 1930 году Святский был арестован по делу Русского общества любителей мироведения. После года, проведенного в тюрьме в ожидании суда, отправлен рыть Беломорско-Балтийский канал. В 1932 освобожден и сумел обосноваться с женой в Ленинграде. Но после убийства Кирова по настоятельному совету умных друзей он с женой срочно релоцировался в Алма-Ату, где работал метеорологом. В 1937 году его уволили "за несоответствие" и выселили из казенной квартиры, но затем предложили работу в Актюбинске. Там Святский и умер. Вдова сохранила архив, но опубликовать главный труд его жизни, "Астрономию Древней Руси", удалось лишь через 20 лет после смерти ученого.
Астрономия или всё-таки не астрономия?
Несколько подозрительно, что после Святского эту тему никто больше фундаментально не изучал. А что касается самого Святского, то у него были, скажем так, особенности восприятия небесных явлений, связанных с его религиозным воспитанием. В частности, в 1913 году он опубликовал брошюру с очень красивым названием, полностью в духе Серебряного века.
Согласимся, что "астральная мифология" и собственно астрономия - это очень разные вещи. В Библии, из которой Святский исходит, содержится множество упоминаний небесных явлений, включая самые невероятные и невозможные (Иисус Навин, якобы, остановил Солнце, чтобы успеть завершить важную битву!). Но это не значит, что Ветхий Завет (да и Новый тоже) - надежный источник астрономических сведений. До сих пор никто не знает, чем могла быть Вифлеемская звезда. С хронологизацией событий там всё крайне туманно.
Работа Святского "Астрономические явления в русских летописях" - безусловно, научный труд, ибо тут хронология поддается более или менее точному установлению, а значит, можно соотнести описанные летописцами небесные чудеса с конкретными астрономическими событиями, вычисляемыми по таблицам и сверенными с другими источниками (западноевропейскими и восточными).
Но как раз из этой работы вытекает довольно очевидный факт: само описание астрономических явлений вне научного контекста никакой астрономией не является. А летописцы, при всем уважении к их трудам, никакими астрономами не были, да и не претендовали на это.
Поясню для наглядности.
Если я выйду ночью из дома и сфотографирую полную Луну, Юпитер и Венеру рядом с нею, а при отсутствии полной Луны - ярко сияющий Орион или Большую Медведицу (всё это видно при ясном небе с моего дачного участка) - могу ли я считаться астрономом?
Конечно, нет. Даже если я подробно опишу увиденное и выложу фотографии в сеть.
Или, если я в этом блоге буду писать популярные статеечки про экзопланеты и красивые туманности - могу ли я считаться астрономом? Разумеется, нет и нет.
А уж если мне взбредет в голову связывать неприятности в моей частной жизни или бедственное положение других людей с каким-нибудь "ретроградным Меркурием", то я вообще окажусь за рамками научных представлений о космосе.
Примерно так же дело обстоит и с астрономией в Древней Руси. Наблюдения - да, были, и много. Названия планет и созвездий - да, бытовали, а как без этого? Но в научную картину мира, и тем более, в точное знание, все эти расхожие представления не складывались.
Цивилизация без науки?
Ставшая ныне официальной и практически обязательной доктрина "русской цивилизации" вызывает у меня сильное недоумение. Не буду вдаваться в подробности, но это что-то вроде "православной математики" или "народной квантовой физики". Таких кентавров не бывает. Современная цивилизация, в общем, едина, если не говорить об островках в океане и селениях в диких джунглях, где остались первобытные племена, не знающие электричества и питающиеся своими соседями, если удается таковых поймать и обезоружить.
Но, похоже, Древняя Русь - тот случай, когда цивилизация развивалась без профессиональной науки. Прекрасные здания храмов домонгольской Руси строились "на глазок", без чертежей и расчетов, а нередко и без заботы о симметрии. Деревянные сооружения возводились с помощью топора, без единого гвоздя. Математика в жизни требовалась на уровне простой арифметики - а больше и не надо, чтобы вести учет доходам и расходам, торговать или делить наследство.
При этом культура была великолепной, изысканной и процветающей. Великолепная архитектура, очень своеобразная, но вобравшая в себя влияния и Византии, и Запада (романский стиль). Иконопись и фресковая живопись. Словесность - и письменная, и устная, записанная позднее собирателями фольклора. Ювелирное и прикладное искусство - вещи невероятного дизайна и тонкого вкуса. Церковное пение - знаменный распев (правда, рукописи до 17 века практически не поддаются расшифровке или поддаются с большими натяжками: нотация там крайне приблизительная и рассчитанная на самих носителей этой традиции, которых давно нет на свете).
А вот астрономии не так повезло.
Интересно, что в Византии, откуда на Русь пришло христианство, она всё-таки была, хотя не так чтобы очень передовая: византийские астрономы старались соблюсти баланс между античным наследием (труды Клавдия Птолемея) и религиозным учением. Но, по крайней мере, что такое астролябия, они знали. Да и контакты Византии и с Западом, и с Востоком были куда активнее и обширнее, чем аналогичные связи Древней Руси.
Астрономические знания начали проникать на Русь, похоже, лишь в 16-17 веках. Но это уже не древняя Русь, а начало Нового времени.
--
В моей космоопере "Хранительница" в Межгалактический альянс входят разумные миры - в том числе и такие, где культура на высоком уровне, а техническая цивилизация либо отсутствует, либо развита гораздо хуже. Так что и астрономия где-то есть, а где-то нет. И ничего, живут. Главное, чтобы все миры дружили и сотрудничали.
Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.
Новый, еще не оконченный роман, "Возвращение Улисса", выкладывается в режиме черновика на Литрес и Литмаркет.