Найти в Дзене
Наука и фантастика

А была ли в Древней Руси астрономия?

Оглавление
Фантазия на заданную тему от нейросети Кандинский 3.
Фантазия на заданную тему от нейросети Кандинский 3.

Вопрос пришел мне в голову внезапно. Я тут довольно много писала о средневековой астрономии, арабской и западноевропейской. Были статьи про короля-астронома Альфонса Мудрого, про монаха Германа Расслабленного, про восточные астролябии и даже про женщину Аль-Астурлаби - изготовительницу астролябий в средневековом Багдаде...

Но ни одного древнерусского астронома я припомнить не могла.

Удивившись такой странности (хотя чему тут удивляться? Православие - оно не друг астрономии, давно понятно), я полезла в "матчасть". Есть ли литература на эту тему?

Даниил Святский и его труды

А как не быть. Но не густо: всего одна солидная очень старая монография Даниила Осиповича Святского, на которую все ссылаются. Ее переиздали с научными комментариями в 2007 году в капитальном сборнике трудов Святского - спасибо энтузиастам.

Посмотреть галерею: факсимиле титульного листа первого издания одной из работ Святского и аннотацию к переизданию 2007 года.

Автор книги - Даниил Осипович Святский (1881-1940), светлый человек с трагической судьбой, русский интеллигент-идеалист, попавший в жернова Советской власти. Чудом не оказался расстрелян, но не выдержал тягот ссылки и несправедливого к себе отношения и умер еще не старым.

Д. О. Святский. Фото из Википедии.
Д. О. Святский. Фото из Википедии.

Не хотелось бы пересказывать тут Википедию, но некоторые факты говорят сами за себя.

Был активным участником Русского общества любителей мироведения и Центрального бюро краеведения. В молодости побывал в царской тюрьме за то, что в декабре 1905 года призывал рабочих-железнодорожников и крестьян Орловской губернии помочь московскому восстанию.

То есть, никаким противником Советской власти он не являлся, хотя происходил из семьи священника и закончил Орловскую духовную семинарию. Однако его манила наука, и в Петербурге он фактически самоучкой приобщился с астрономии.

На своей визитной карточке 1923 года Святский написал:

"Астрономия есть наука, возвышающая нас и освобождающая от религиозных суеверий".

Тихий мирный краевед, астроном, метеоролог. Но чекисты докопались и до таких персонажей.

В 1930 году Святский был арестован по делу Русского общества любителей мироведения. После года, проведенного в тюрьме в ожидании суда, отправлен рыть Беломорско-Балтийский канал. В 1932 освобожден и сумел обосноваться с женой в Ленинграде. Но после убийства Кирова по настоятельному совету умных друзей он с женой срочно релоцировался в Алма-Ату, где работал метеорологом. В 1937 году его уволили "за несоответствие" и выселили из казенной квартиры, но затем предложили работу в Актюбинске. Там Святский и умер. Вдова сохранила архив, но опубликовать главный труд его жизни, "Астрономию Древней Руси", удалось лишь через 20 лет после смерти ученого.

Астрономия или всё-таки не астрономия?

Несколько подозрительно, что после Святского эту тему никто больше фундаментально не изучал. А что касается самого Святского, то у него были, скажем так, особенности восприятия небесных явлений, связанных с его религиозным воспитанием. В частности, в 1913 году он опубликовал брошюру с очень красивым названием, полностью в духе Серебряного века.

Титульный лист первого и единственного издания.
Титульный лист первого и единственного издания.

Согласимся, что "астральная мифология" и собственно астрономия - это очень разные вещи. В Библии, из которой Святский исходит, содержится множество упоминаний небесных явлений, включая самые невероятные и невозможные (Иисус Навин, якобы, остановил Солнце, чтобы успеть завершить важную битву!). Но это не значит, что Ветхий Завет (да и Новый тоже) - надежный источник астрономических сведений. До сих пор никто не знает, чем могла быть Вифлеемская звезда. С хронологизацией событий там всё крайне туманно.

Работа Святского "Астрономические явления в русских летописях" - безусловно, научный труд, ибо тут хронология поддается более или менее точному установлению, а значит, можно соотнести описанные летописцами небесные чудеса с конкретными астрономическими событиями, вычисляемыми по таблицам и сверенными с другими источниками (западноевропейскими и восточными).

Но как раз из этой работы вытекает довольно очевидный факт: само описание астрономических явлений вне научного контекста никакой астрономией не является. А летописцы, при всем уважении к их трудам, никакими астрономами не были, да и не претендовали на это.

Воображаемый древнерусский астроном от нейросети Кандинский 3.
Воображаемый древнерусский астроном от нейросети Кандинский 3.

Поясню для наглядности.

Если я выйду ночью из дома и сфотографирую полную Луну, Юпитер и Венеру рядом с нею, а при отсутствии полной Луны - ярко сияющий Орион или Большую Медведицу (всё это видно при ясном небе с моего дачного участка) - могу ли я считаться астрономом?

Конечно, нет. Даже если я подробно опишу увиденное и выложу фотографии в сеть.

Полнолуние 29 сентября 2923. Снято мною на смартфон
Полнолуние 29 сентября 2923. Снято мною на смартфон

Или, если я в этом блоге буду писать популярные статеечки про экзопланеты и красивые туманности - могу ли я считаться астрономом? Разумеется, нет и нет.

А уж если мне взбредет в голову связывать неприятности в моей частной жизни или бедственное положение других людей с каким-нибудь "ретроградным Меркурием", то я вообще окажусь за рамками научных представлений о космосе.

Примерно так же дело обстоит и с астрономией в Древней Руси. Наблюдения - да, были, и много. Названия планет и созвездий - да, бытовали, а как без этого? Но в научную картину мира, и тем более, в точное знание, все эти расхожие представления не складывались.

Цивилизация без науки?

Ставшая ныне официальной и практически обязательной доктрина "русской цивилизации" вызывает у меня сильное недоумение. Не буду вдаваться в подробности, но это что-то вроде "православной математики" или "народной квантовой физики". Таких кентавров не бывает. Современная цивилизация, в общем, едина, если не говорить об островках в океане и селениях в диких джунглях, где остались первобытные племена, не знающие электричества и питающиеся своими соседями, если удается таковых поймать и обезоружить.

Но, похоже, Древняя Русь - тот случай, когда цивилизация развивалась без профессиональной науки. Прекрасные здания храмов домонгольской Руси строились "на глазок", без чертежей и расчетов, а нередко и без заботы о симметрии. Деревянные сооружения возводились с помощью топора, без единого гвоздя. Математика в жизни требовалась на уровне простой арифметики - а больше и не надо, чтобы вести учет доходам и расходам, торговать или делить наследство.

При этом культура была великолепной, изысканной и процветающей. Великолепная архитектура, очень своеобразная, но вобравшая в себя влияния и Византии, и Запада (романский стиль). Иконопись и фресковая живопись. Словесность - и письменная, и устная, записанная позднее собирателями фольклора. Ювелирное и прикладное искусство - вещи невероятного дизайна и тонкого вкуса. Церковное пение - знаменный распев (правда, рукописи до 17 века практически не поддаются расшифровке или поддаются с большими натяжками: нотация там крайне приблизительная и рассчитанная на самих носителей этой традиции, которых давно нет на свете).

Октоих с крюковой нотацией. 18-19 век. Казань, Национальный музей. Фото моё. Я эти крюки читать не умею, не моя специализация. Но старообрядцы до сих пор по ним поют. В РПЦ пользуются обычными нотами.
Октоих с крюковой нотацией. 18-19 век. Казань, Национальный музей. Фото моё. Я эти крюки читать не умею, не моя специализация. Но старообрядцы до сих пор по ним поют. В РПЦ пользуются обычными нотами.

А вот астрономии не так повезло.

Интересно, что в Византии, откуда на Русь пришло христианство, она всё-таки была, хотя не так чтобы очень передовая: византийские астрономы старались соблюсти баланс между античным наследием (труды Клавдия Птолемея) и религиозным учением. Но, по крайней мере, что такое астролябия, они знали. Да и контакты Византии и с Западом, и с Востоком были куда активнее и обширнее, чем аналогичные связи Древней Руси.

Автор картины - Антон Фролов, представитель "византийского ретрофутуризма".
Автор картины - Антон Фролов, представитель "византийского ретрофутуризма".

Астрономические знания начали проникать на Русь, похоже, лишь в 16-17 веках. Но это уже не древняя Русь, а начало Нового времени.

--

В моей космоопере "Хранительница" в Межгалактический альянс входят разумные миры - в том числе и такие, где культура на высоком уровне, а техническая цивилизация либо отсутствует, либо развита гораздо хуже. Так что и астрономия где-то есть, а где-то нет. И ничего, живут. Главное, чтобы все миры дружили и сотрудничали.

Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.

Новый, еще не оконченный роман, "Возвращение Улисса", выкладывается в режиме черновика на Литрес и Литмаркет.