Вопрос о том, будут ли продаваться китайские автомобили в США - это уже не «Если», а «Когда».
Автомобильная промышленность страны, которая, как опасается генеральный директор Tesla - Илон Маск, может «уничтожить» западных конкурентов, быстро расширяется за пределы своего внутреннего рынка и укрепляет позиции в Европе и Австралии. Теперь многие китайские автопроизводители положили глаз на Мексику и изучают, или уже построили там заводы. Это не только поставит их на порог рынка США, но и может полностью открыть для них дверь.
Главным среди претендентов Китая является BYD, которая продала больше электромобилей в 4 квартале 2023 года, чем Tesla. Nikkei Asia сообщает, что компания проводит технико-экономическое обоснование и переговоры с правительством Мексики о строительстве завода, для которого определено несколько потенциальных площадок. Это ставит BYD в такое же положение, как и SAIC, которая, как сообщает Financial Times, также ищет завод в Мексике для своего репатриированного бренда MG. Конкурирующая Chery также претендует на завод, сообщает Fortune. Между тем, у JAC уже есть завод в Мексике, хотя запланированный на 2019 год выход на рынок США так и не состоялся.
Мексиканское производство имеет большое значение для автопроизводителей со всего мира.
Всё из-за дешёвой рабочей силы и доступа к рынку США. (То, что отрасль там консолидируется, это только бонус.) Мексика является членом Соглашения между США, Мексикой и Канадой, преемника НАФТА, которое снижает торговые барьеры между тремя крупнейшими экономиками Северной Америки. Он позволяет экспортировать в США такие автомобили, как Ford Maverick мексиканского производства, без 25-процентного «куриного налога» на лёгкие грузовики, который закрывает иностранную конкуренцию, такую как Chevrolet Montana, японские кей-траки и ряд дешёвых китайских альтернатив. Некоторые из них даже довольно стильные.
Но это может продолжаться недолго, потому что мексиканское производство предлагает Китаю ещё одно преимущество, поскольку США пытаются стимулировать внедрение электромобилей. Новый федеральный налоговый кредит на электромобили в США требует, чтобы транспортное средство было собрано в Северной Америке, а минералы для аккумуляторов были получены или переработаны в странах Соглашения, чтобы иметь право на льготы. Это будет означать, что мексиканский завод не только обойдёт некоторые протекционистские тарифы США, но и позволит покупателям китайских электромобилей претендовать на федеральные налоговые льготы. То есть если США не примут дополнительные меры защиты, которые, как сообщается, рассматривает администрация Байдена. Помимо повышенных импортных пошлин, Bloomberg сообщает, что Белый дом также рассматривает возможность ограничения происхождения других компонентов электромобилей, заявляя о проблемах наблюдения и безопасности, связанных с «умными» подключенными автомобилями. Однако любые меры против Китая могут повлечь за собой ответную политику.
Сколько бы шума ни поднимало федеральное правительство США по поводу того, чтобы люди пересаживались на электромобили, оно, очевидно, заботится об этом только при условии, что эти электромобили поступают из сферы влияния США. Китайские электромобили могли бы ускорить этот процесс, но внедрение электромобилей, очевидно, является второстепенной целью. Невозможно избежать политической природы многотриллионной автомобильной промышленности и электромобили являются средством для достижения обеих сверхдержав. Чьи цели и какие электромобили завоюют рынок США, вероятно, будут решаться не потребителями, а в коридорах власти.