Сильви Кристель (28.09.1952 – 18.10.2012)
Безупречная фигура, утонченные черты лица, загадочно-манящая улыбка и смутный «огонь желанья» в глубине темных глаз... Очарование двадцатилетней голландки Сильви Кристель было бесспорным. После парижской премьеры эротической мелодрамы Жюста Жакена «Эмманюэль» она не только покорила сердца миллионов зрителей, но и одно за другие стала получать престижные приглашения от самых именитых режиссеров - Алена Роб-Грийе («Игра с огнем»), Роже Вадима («Верная жена»), Валериана Боровчика («Край»), Клода Шаброля («Алиса, или Последний побег»)...
Сильви родилась в Голландии 28 сентября 1952 года. Не ужившись с родителями (кстати, позже осудившими ее за съемки в эротических картинах), она решила, что в жизни нужно надеяться лишь на себя, сбежала из дома и нашла место секретарши. И тут красота дала ей первый шанс - ее заметили модельеры и фотографы. Сильви увлекается профессией манекенщицы и модели для популярных иллюстрированных журналов.
В 1972 году Сильви Кристель впервые улыбнулась кинофортуна - она дебютировала в фильме голландского режиссера Ф.Радемаркеса. Затем - победа в конкурсе «Мисс ТВ-Европа-1973». В тот же год бывший фотограф Джаст Джейкен (Жюль Жакен), решивший экранизировать нашумевший эротический роман Э. Арсан «Эмманюэль» (1973), обратил внимание на эффектный снимок Сильви в одном из рекламных изданий...
Работа над фильмом поначалу не сулила сверхуспеха: режиссер - дебютант, неопытная киноактриса. Правда, для артистической поддержки был приглашен Ален Кюни, известность которому принесли «Вечерние посетители» (1942) Марселя Карне, «Сладкая жизнь» (1959) и «Сатирикон» (1969) Федерико Феллини.
Но когда съемки «Эмманюэль» были закончены, оказалось, что выход картины попал, что называется, в яблочко, совпав с апогеем сексуальной революции и либерализации экранной эротики, еще не омраченной зловещим призраком СПИДа. История любовных приключений жены дипломата, получающей уроки «запретной любви» от седовласого метра (А.Кюни) и томящейся в тропическом Бангкоке, разворачивались под приятную музыку Пьера Башле и притягивала взоры изысканной мягкостью изобразительного ряда, как бы продолжающего глянцевые традиции «Подиума» и «Вога».
Профессионализм режиссера, умеющего подать женскую красоту о наилучшей точки зрения, был, разумеется, важен. Но обаяние этой, в общем-то, незамысловатой ленты, несмотря на «философский» антураж, создаваемый героем Алена Кюни, почти целиком основывался на чувственной ауре, излучаемой Сильви Кристель.
Не удивительно, что вскоре последовало продолжение – «Эмманюэль-2» Френсиса Джакобетти, где Сильви Кристель спела один из шлягеров великого мелодиста Френсиса Лея. Смелость эротических сцен этой ленты, снятой уже в Гонконге, шокировала не только пуритантизм советской официозной кинокритики, но и французскую цензуру, задержавшую выход картины Ф. Джакобетти на широкий экран чуть ли не на два года. К тому времени С. Кристель, не раз заявлявшая в интервью, что ей надоело быть синонимом своей героини, вместе с учеником Робера Брессона Франсуа Летерье задумала поставить финальную точку сериала фильмом «Гудбай, Эмманюэль!», на сей раз под музыку известного композитора, шансонье, писателя, актера и режиссера Сержа Гинсбура...
Картина Ф. Джакобетти и впрямь оказалась излишне прямолинейной, грубоватой. На этом фоне лента Ф. Летерье, отложившего на время претензии на авторское кино, смотрелась лучше. Быть может, из-за ироничной, стилизованной окраски. Что же касается С. Кристель, то она была по-прежнему обаятельна, хотя в ее игре и ощущалась легкая усталость...
Мировой экран знал немало «звездных» взлетов, кончавшихся молниеносными падениями в безвестность, когда хорошенькое личико, еще вчера мелькавшее на экранах и журнальных обложках, вдруг безо всяких сожалений забывалось недавними поклонниками. Сильви Кристель, казалось, была обречена стать актрисой одной роли. Во всяком случае, одного жанра и амплуа.
Однако из года в год она доказывала себе и другим, что ей тесны рамки прекрасной эротической киномодели, снимаясь в фильмах разных жанров и тем.
Сильви играла у заокеанских режиссеров в окружении лучших актеров европейского и американского кино. А в 1980 году приняла предложение режиссера Элана Меерсона сняться в комедии «Частные уроки», где в роли коварной соблазнительницы смазливого подростка обнаружила неплохое чувство юмора, отнюдь не помешавшее лирическим сценам.
Год спустя она вернулась к своему «крестному отцу» Жюсту Жакену, сыграв в экранизации нашумевшего романа Д. Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей». Фильм, на мой взгляд, получился неторопливо-академичным, холодным, без психологических нюансов и шарма.
И тут французскому режиссеру Френсису Леруа (тому самому, что снял в 1990 году скандальный боевик о московской эротической жизни «Секс и перестройка») пришло в голову, что на имидже Эмманюэль можно заработать неплохие деньги и в 1980-х годах.
Когда-нибудь мы узнаем, как Ф. Леруа удалось уговорить Сильви Кристель сняться в его банальной ленте. Но, так или иначе, в 1983 году фильм «Эмманюэль-4» был завершен. Его пикантность состояла в том, что героиня С.Кристель после сложнейшей пластической операции превращалась в... героиню Мии Нигрен, которая, однако, не прижилась в этой роли, дав возможность Валериану Боровчику («Эмманюэль-5», 1986) и Бруно Зинконе («Эмманюэль-6», 1988) пригласить совсем других актрис, быстро потерявшихся среди разнообразных «черных» и «желтых» Эмманюэлей...
Расставшись с Эмманюэль, Сильви Кристель через год предстала перед зрителями в чрезвычайно выигрышной роли королевы шпионажа Мата Хари в одноименной картине Кертиса Харрингтона. А потом - в откровенно политическом триллере Роберта Коллектора «Красная жара» (не путать с боевиком Уолтера Хилла и Арнольда Шварценеггера!). Когда «Красная жара» вышла на мировой экран, Берлинская стена была еще крепка. Поэтому захватывающая дух история молодой американки (ее сыграла Линда Блэр, знакомая нашим видеоманам по «Экзорсисту» У.Фридкина), которая волею роковой судьбы из уютного Западного Берлина попадает в суровую женскую тюрьму на территории Восточной Германии, само собой, вызвала встречный зубовный скрежет идеологических «зубров».
Сильви Кристель досталась в этой картине непривычная роль. В ее героине, уголовнице Софи, нет ни изысканных манер, ни обезоруживающей эротичности. Актриса попыталась как можно круче сменить имидж. Софи, воплощение всех земных пороков, становится самым жутким испытанием для беззащитной американки...
Не могу утверждать, что «Красная жара» - выдающееся произведение искусства, но вопреки штампам сюжетных ходов и характеров-масок роль Сильви Кристель запоминается надолго...
Попробовала себя актриса и в жанре фильма ужасов в картине Кристофера Копполы «Вдова Дракулы» (1988). Что ж, еще один жанровый барьер взят...
Впрочем, и между съемками Сильви Кристель тоже не скучала - писала картины, которые пользовались немалым успехом не только среди ее поклонников, но и среди знатоков живописи. Возможно, не без влияния своего бывшего мужа, она писала и прозу.
После развода со своим мужем, бельгийским писателем и кинематографистом Филиппом Блотом, у Сильви Кристель наступили не лучшие времена: финансовые трудности (из-за которых пришлось продать кое-какую недвижимость), психологический стресс, довольно редкие приглашения на съёмочную площадку...
Выручили американцы, затеявшие снимать сериал под названием «Эмманюэль - 7, 8, 9, 10» и т.д. Отлично понимая, что возраст уже не позволяет быть эротичной примой в стиле «ню», Сильви согласилась сыграть в этом фильме наставницу для юной секс-старлетки 1990-х Марселы Валерстайн, взявшей на себя основную «нагрузку» очередных эротических фантазий авторов фильма. Таким образом, Кристель как бы унаследовала имидж Алена Кюни, герой которого, как вы помните, был умудренным опытом мэтром для юной Эмманюэль 1974 года. Круг замкнулся...
Киновед Александр Федоров
Катрин Денев (Родилась 22.10.1943)
«В кино я попала, скорее, случайно, хотя и родилась в семье актеров, - говорит знаменитая звезда французского экрана Катрин Денёв. - Девочкой я больше любила молчать и наблюдать, страдала от застенчивости и всегда пряталась за своей сестрой... Мне всегда была свойственна меланхоличность, как, впрочем, и веселость. Мне всегда и всего хотелось. Я ужасно жадная до жизни. Бешеная энергия. Мои рывки пропорциональны этой энергии...».
Она впервые попала на съемочную площадку в 1957 году. Это была незатейливая лента известного мастера развлекательного кино Андре Юннебеля («Парижские тайны», «Фантомас»). Фильм назывался «Девушки из колледжа», и четырнадцатилетняя Катрин мило изображала свою ровесницу. Роль была эпизодической, как и следующее ее появление на экране в картине «Котята».
В первые годы артистической карьеры главным авторитетом и опорой для Катрин была ее старшая сестра - Франсуаз Дорлеак, с которой они вместе снимались в картинах «Двери хлопают» и «Сегодня вечером или никогда». Но вскоре она без памяти влюбилась в режиссера Роже Вадима, снялась в картине «Порок и добродетель» и... уступила его американке Джейн Фонде...
Первый большой успех пришел к Катрин в 1963 году, когда она снялась в мюзикле Жака Деми «Шербурские зонтики». Красочная, яркая картина Деми покоряла своим лиризмом, мелодичностью музыки Мишеля Леграна, молодостью и красотой молодых актеров. Двадцатилетняя Катрин Денёв отныне могла сама выбирать роли. Ее влекут новые имена, другие страны.
В 1965 году Катрин принимает приглашение начинающего режиссера Романа Поланского сняться в его фильме «Отвращение». Это была очень важная работа для них обоих. Актрисе, пожалуй, впервые в жизни предстояло отойти от имиджа лирической героини, попытаться сыграть нечто принципиально иное. Здесь ей как никогда нужна была направляющая режиссерская рука. Недаром актриса подчеркивает, что стремится быть в полном согласии с режиссером, не любит конфликтов: «Мне необходимо чувствовать себя уверенно на съемочной площадке, но я никогда не пытаюсь брать инициативу в свои руки и жду, чтобы постановщик ввел меня в свой мир». Р.Полански оказался для Денёв идеальным режиссером: дельными советами, включая прямые актерские показы, он добился, чтобы Катрин поняла психологию своей героини - молоденькой служащей косметического салона, постепенно сходящей с ума в холодных и мрачных лондонских кварталах...
Через год Катрин Денёв встретилась со знаменитым испанским режиссером Луисом Бунюэлем. В его «Дневной красавице» она сыграла роль обеспеченной замужней дамы, которая в поисках эротической свобода сама приходит наниматься в фешенебельный дом терпимости... Лукавый Бунюэль, как обычно, выстраивал сюжет своей картины таким образом, чтобы зрители
могли воспринимать его как бы в двух ипостасях: реальности и воображения. К несчастью, эта ироничность, пародийность оказалась не понятной многими зрителями и критиками, упрекавшими великого метра чуть ли не в пропаганде разврата...
Луис Бунюэль превосходно почувствовал способность Катрин Денёв быть на экране холодной и внешне бесстрастной. В «Тристане» он блестяще обыграл двойственность актерского имиджа Катрин, как бы сочетающего в себе порок и добродетель (Роже Вадим как в воду смотрел, когда приглашал ее в картину с таким названием). Из жертвы богатого престарелого дядюшки (Фернандо Рей) Тристана (К.Денёв) превращается в его властительницу. Актриса хорошо передает случившуюся перемену. В ее героине меняется все: походка, манера говорить, в глазах появляется ледяное свечение...
Однако, имея успех в психологических драмах именитых мастеров европейского экрана, Катрин Денёв вовсе не стремилась навсегда остаться звездой авторского, интеллектуального кино. Она с удовольствием снимается в комедиях и мюзиклах. К примеру, в «Девушках из Рошфора» Жака Деми она вновь встретилась на съемочной площадке со своей сестрой Франсуаз. Увы, эта встреча оказалась последней, через несколько месяцев Франсуаз Дорлеак трагически погибла в автомобильной катастрофе.
По-видимому, безысходная минорность печальной истории наследника австрийского престола и его невесты, покончивших с собой, вступив в конфликт с обществом, соответствовала тогдашнему настроению Катрин, и она снялась в фильме Теренса Янга «Майерлинг». Картина получилась малоудачной, и Денёв на время уезжает в Америку, где снимается в «Апрельских безумствах» Стюарта Розенберга. Но, к несчастью, ей в ту пору явно не везло, картина получила прохладный прием. Не принесла удачи и много обещавшая «Сирена Миссисипи» Франсуа Трюффо, где она снялась в дуэте с Жан-Полем Бельмондо.
Не слишком счастливо складывалась и личная жизнь Катрин. Ее брак с английским фотографом Д.Бейли распался, и она дала себе слово никогда больше не идти под венец...
1970 год принес в ее судьбу перелом: «Тристана» Л.Бунюэля, «Ослиная шкура» Жака Деми... Вскоре судьба свела ее с Марчелло Мастроянни, с которым она связала свою личную и творческую жизнь на целых 5 лет... Вместе с М.Мастроянни Катрин Денёв снялась в драме Надин Трентиньян «Это случается только с другими» и в эпатажной притче Марко Феррери «Лиза».
...Остров. Затворник-писатель (М.Мастроянни) и его любимая собака из месяца в месяц проводят похожие друг на друга дни. Но в одно прекрасное утро гармония нарушается появлением белокурой красавицы (К.Денёв)...
К сожалению, эта картина Марко Феррери получилась несколько рассудочной, схематичной, лишенной философской глубины. Намного удачнее оказалась вторая встреча Денёв и Феррери - саркастический фарс «Не прикасайся к белой женщине».
Действие этого любопытного фильма разворачивалось в Париже 1970-х годов, однако все главные герои были перенесены из Америки времен войн белых колонизаторов и индейцев. Размышляя о проблемах, связанных, на первый взгляд, с далеким прошлым, Феррери остроумно опрокидывал их в современность. Денёв досталась здесь роль недалекой и экзальтированной «патриотки», которую она сыграла с юмором и тонким чувством стиля...
Годом раньше Катрин впервые встретилась на съемочной площадке с Аленом Делоном в «Полицейском» Жан-Пьера Мельвиля. Это была последняя работа известного мастера криминальных фильмов, однако далеко не лучшая в его творчестве. Денёв лишь присутствовала на экране, ее роль осталась лишь расплывчатым эскизом. Не стала удачей и ее роль в изысканной криминальной ретродраме Мауро Болоньини «Из жизни состоятельных людей». Героиня Денёв - знатная дама, решившая избавиться от постылого мужа ради... любви к родному брату (Джанкарло Джаннини)...
Зато в лирической комедии Жана-Поля Раппено «Дикарь» Катрин Денев играла с явным удовольствием. Ее сбежавшая из-под венца героиня была взбалмошна, эксцентрична и... неотразима. Настолько, что в итоге смогла очаровать даже такого угрюмого отшельника, каким предстает на экране мужественный персонаж Ива Монтана.
Экзотика, приключения... Через несколько лет в «Африканце» Филиппа де Брока Денёв сыграет нечто похожее уже в паре с Филиппом Нуаре...
Но это будет потом, а пока она снимается у Клода Лелуша, Дино Ризи, Ива Робера, Mapио Моничелли, активно занимается рекламой.
«Я чувствую себя обязанной рекламировать духи и драгоценности, - говорила Денев в одном из интервью. - Это дает мне финансовую свободу и независимость и позволяет сниматься в фильмах, которые мне нравятся, независимо от условий...
На рубеже 1980-х она играет в «Последнем метро» Франсуа Трюффо. Ее героиня - отважная женщина, скрывающая своего мужа от нацистов в годы оккупации, стала одной из самых ярких и глубоких работ Катрин Денёв. Прекрасен был ее дуэт с Патриком Дэвером в любовной .драме Андре Тешине «Отель «Америк», проникнутой чувством ностальгии и предчувствием утраты. Это была одна из последних ролей Девера в кино, через несколько месяцев он покончил с собой...
В 1983 году Денев приняла приглашение дебютанта Тони Скотта сыграть в фильме ужасов «Голод»... вампиршу. Говорят, Денёв неуютно чувствовала себя в столь экстравагантной роли. Однако выглядела на экране она весьма эффектно: дьявольская красота ее героини была сродни андерсеновской Снежной королеве...
Примерно в то же время она вновь попыталась сыграть в дуэте с Делоном в гангстерском триллере Робена Дави «Шок» и опять без особого успеха. Зато, вернувшись к сотрудничеству с Андре Тешине в драме «Место преступления», Катрин Денёв сумела создать интересный, запоминающийся характер...
Зато роль в «Индокитае» принесли ей заслуженного «Сезара»...
Киновед Александр Федоров
Софи Марсо (Родилась 17.11.1966)
Голливуд, как известно, явление чисто американское. Что не мешает ему активно подпитываться от всех пластов мировой кинокультуры. И, пожалуй, наиболее мощно этот процесс заметен в постоянном притоке интернациональных актерских сил. Что ж, надо отдать должное: голливудский дебют много значит в карьере, творческой судьбе кинозвезды любой величины.
Киновундеркинды не часто становятся кинозвездами. Но и не так уж редко: вспомним хотя бы дебютантов 1970-х — Джоди Фостер («Алиса здесь больше не живет», «Таксист» М. Скорсезе) и Линду Блэр («Экзорсист» У. Фридкина).
Одна из самых популярных нынешних французских кинозвезд Софи Марсо впервые появилась на экране, сыграв свою тринадцатилетнюю ровесницу в комедийной мелодраме Клода Пиното «Бум» (1980). Клоду Пиното, ставившему прежде остросюжетные ленты с Лино Вентурой, по-видимому, захотелось сменить жанр, попытаться сделать откровенно развлекательный фильм о возрасте первой любви... Роли родителей обаятельно и иронично сыграли Клод Брассер и Брижитт Фоссе, а роль их дочери — юная Софи.
Наивность и непосредственность, очарование пробуждающейся женственности... Успех «Бума» оказался настолько велик, что через два года в том же творческом составе снимается «Бум-2». где у повзрослевшей и похорошевшей героини Софи Марсо возникали уже более серьезные проблемы и увлечения. Завершением этой своеобразной трилогии стала «Студентка» (1988). Формально она не связана с «Бумом», но, по сути, похожа. Здесь героиня С.Марсо превращается в очаровательную девушку, на сей раз встречающую на своем пути рок-музыканта и композитора (Венсан Линдон). Столь же непринужденно Софи Марсо чувствует себя и в комедии положений Жоржа Лотнера «Веселая Пасха», где ей досталась роль легкомысленной красотки, которую старый ловелас (Жан-Поль Бельмондо), «застуканный» элегантной женой (Мари Лафоре), пытается выдать за свою когда-то брошенную дочь.
У зрителей, знакомых с Софи Марсо только по картинам Клода Пиното и Жоржа Лотнера, наверняка создается впечатление о ней как об актрисе исключительно лирико-комедийного жанра. Однако это лишь одна сторона ее кинематографического имиджа.
В фильме Анджея Жулавского «Шальная любовь» она предстала совершенно в иной ипостаси. Импульсивная, взвинченная, до краев наполненная яростной экспрессией атмосфера «Шальной любви», поставленной по мотивам романа Ф.Достоевского «Идиот», требовала от актеров сочетания акцентированной театральности с кинематографической импровизацией. И Софи Марсо сыграла свою роль блестяще — темпераментно, страстно, на пределе физических возможностей.
В похожем экзальтированно-ирреальном ключе актриса вела свою роль и в другой работе Жулавски — «Мои ночи прекраснее ваших дней», где вновь доминировали мотивы обреченности, неотступности рока, любви-поединка.
Одна из картин Софи Марсо — «Голубая нота» — тоже связана с именем Анджея Жулавски. Это история любви гениального композитора Фредерика Шопена и писательницы Жорж Санд. С Анджеем Жулавски Софи связывают не только творческие, но и личные отношения. Она постоянно подчеркивает, что именно он превратил ее из обаятельной и удачливой девчонки в профессиональную актрису.
1990-е годы, как и 1980-е, были для Софи Марсо очень удачными. Она снялась в фильме Александра Аркади «Для Саша», в любовной комедии Александра Жардена «Фанфан. Аромат любви», в костюмном боевике Бертрана Тавернье «Дочь Д'Артаньяна». Однако главной удачей десятилетия исполнительница считает свою недавнюю работу с Мелом Гибсоном в костюмном фильме «Храброе сердце». Возможно, голливудский дебют откроет перед знаменитой французской звездой кино - Америку. Тут важно и то, что среди суперзвезд французского экрана 1990-х Софи Марсо все еще была одной из самых молодых. Ведь, скажем, Ким Бейсингер или Джессика Лэнг к тридцати годам только начинали свой путь к настоящему успеху...
Киновед Александр Федоров
Жюли Дельпи (Родилась 21.12.1969)
Подобно своим коллегам Стефании Сандрелли, Джоди Фостер и Софии Марсо она оказалась на съемочной площадке еще в школьном возрасте. А ее крестным отцом в кино стал классик «новой волны» Жан-Люк Годар.
В пятнадцать лет Жюли дебютировала в элегантной пародии Жан-Люка Годара «Детектив» (1985). В этой эксцентрической картине солировали Натали Бей и Джонни Холлидей, а Дельпи снялась всего лишь в эпизоде. Но уже сам факт работы с одним из самых именитых режиссеров значил для нее весьма много. — «С Бей и Холлидеем Годар был довольно жестким на съемках, — рассказывает актриса. — Но с молодыми, начинающими он — сама любезность...»
В экстравагантном фильме Лео Каракса «Дурная кровь» (1986) Дельпи появляется буквально на несколько минут, однако ее своеобразная утонченная красота не теряется в эффектном фейерверке цитатно-клипового постмодернистского зрелища. Тем не менее у нее, похоже, не осталось приятных воспоминаний:
- На съемочной площадке Каракс — настоящее чудовище, он доходит до исступления в достижении поставленной цели. Исполнители ему нужны лишь как орнамент для пластических композиций, и больше им делать нечего. Все на взводе, на грани нервного срыва.
Спустя год она с благодарностью приняла вторичное предложение Годара сняться в вольной экранизации шекспировской трагедии «Король Лир» (1987). В драматической средневековой легенде «Страсти по Беатрис» (1987) Бертрана Тавернье 17-летняя Жюли сыграла психологически сложную роль дочери рыцаря, ставшей объектом кровосмесительного влечения. В масштабной военной драме «Европа, Европа» (1990), поставленной Агнешкой Холланд, она — белокурая арийка времен третьего Рейха, влюбившаяся в юного еврея.
А поклонники творчества немецкого режиссера Фолькера Шлендорфа отметили ее тонкую игру в добротной экранизации романа Макса Фриша «Хомо Фабер» (фильм назывался «Странник», 1990).
- Меня привлекают трагические героини и экстремальные ситуации, возможность окунуться в ту или иную эпоху. Моя мечта — сыграть Жанну Д'Арк и Анну Каренину.
Для родившейся в театральной семье актрисы эти слова не кажутся случайными. Постижение профессии происходило для Жюли не в стенах университета, а в общении с людьми искусства и на любительских сценах. Кого только она не переиграла в школьные годы! Переодевшись в мужское платье, девушка даже исполнила заглавную роль в шекспировском «Гамлете». Ее энергии, темперамента, обаяния хватало на многие часы репетиций, но при этом она всегда была открыта для импровизации, творческой фантазии. Вероятно, эти качества пришлись по душе превосходному психологу и знатоку женской души Кшиштофу Кесьлевскому, пригласившему Жюли Дельпи на главную роль в комедийно-драматической картине «Три цвета: белый» (1993) уже как звезду с мировым именем. И Жюли удалось создать неординарный, глубокий образ, с честью выдержав соревнование с исполнительницами в других частях этой трилогии: «Синий» (Жюльетт Бинош) и «Красный» (Ирэн Жакоб).
В конце XX века Жюли Дельпи все чаще снималась в американских фильмах («Три мушкетера», «Перед рассветом»). Как и многие актеры ее поколения, она свободно говорит по-английски, а ее легкий акцент только прибавляет шарма.
В XXI веке Жюли Дельпи, не бросив актерской профессии, стала режиссером и поставила несколько фильмов, в том числе и «Графиню» (2009), где она сыграла главную роль знаменитой Эржбеты Батори, про которую до сих пор ходят кровавые легенды…
Киновед Александр Федоров