Найти тему
Моя страна

Фамильные "бренды" в царской России

Всем доброго времени суток!

Коркунов, Дымов, Соколов, Тинькофф, Касперский…. Что объединяет эти фамилии? То, что их владельцы дали их своему бизнесу. 

Вообще делать бренд из фамилии – практика общемировая. В России она тоже существовала издавна.

 Ещё до революции в нашей стране существовали фамильные "бренды",  причем даже в большем количестве, чем в настоящее время.

Вот наиболее известные из них:

 Смирновъ

«Смирновка» - и сейчас один из самых узнаваемых водочных брендов в России.  А в XIX веке Петр Арсеньевич Смирнов, основавший свой завод в 1862 году, был известен как настоящий «водочный король».

История знаменитого бренда В1811 году к московскому купцу Корчашкину, который вел торговлю заморскими винами, поступили на службу братья Арсений и Яков Алексеевы из села Каюрово Мышкинского уезда Ярославской губернии. 

Юноши были крепостными и отрабатывали таким образом оброк для своего барина.  Указом  Петра I от 1718 года, было введено так называемое отходничество, то есть крестьяне уходили из сел и деревень в город, чтобы зарабатывать для своего помещика живые деньги.

В 1816 году к Алексеевым добавился и младший брат Иван. Именно у него, сына крепостного крестьянина, оказалась коммерческая жилка, благодаря которой братья не только отработали оброк для помещика, но и стали зарабатывать для себя. 

Через 11 лет после приезда Ивана братья Алексеевы уже торговали самостоятельно, а в 1837 году выкупили себя и своих родственников у помещика. Вместе с вольной они получили право на фамилию Смирновы. Иван Алексеевич был самым талантливым в семье и распоряжался семейным делом.

В 1840 году он купил у своего родственника ренсковый погребок (то есть лавку по продаже рейнских вин) на Варварке. Через два года Иван по просьбе своего брата Арсения  взял в лавку его 16-летнего сына Якова, а четырьмя годами позже ещё одного своего племянника (младшего сына Арсения), 15-летнего Петра. 

Работая на дядю, Петр Арсеньевич досконально изучил особенности вин, сортов винограда, секреты хранения и, конечно, искусство продавать, чем собственно и составил конкуренцию дяде.

В 1860 году повзрослевший  Петр, убедил своего отца Арсения Алексеевича выйти  из семейного бизнеса и открыть собственную лавку. 

Молодой человек показал себя старательным и сообразительным работником,   поэтому в свое время отец передал бразды правления бизнесом именно ему. 

Смирнов Петр Арсеньевич
Смирнов Петр Арсеньевич

Вскоре новый хозяин предприятия открыл еще одну лавку и стал купцом третьей гильдии. В 1864 году Петр Смирнов основал водочный завод «У Чугунного моста», на котором работали 25 человек. 

 Интересно, что сам Смирнов был убежденным трезвенником и сам так ни разу и не попробовал свою отличную продукцию. 

В конце 1860-х Петр Арсеньевич выкупил еще один завод у купца Шихобалова и открыл сеть винных погребов. 

Потребители высоко ценили качество продукции Смирнова. Привлекали их и особые рецептуры, созданные еще отцом купца. Тот активно использовал ягоды, коренья и травы, придававшие водке неповторимый приятный вкус. 

Дело Петра Арсеньевича процветало с каждым годом. Налог, который поступал в казну с его предприятия, равнялся половине довоенного бюджета российской армии. А стоимость произведенной за год продукции достигала 17-20 млн. рублей.

К началу 1890-х промышленник, кроме винных заводов, владел 15 складами, 7 стекольными фабриками и 4 типографиями, печатающими этикетки. Всего на Смирнова работали 1500 человек.  За год компания разливала 50 млн бутылок алкогольных напитков.

Среди богатого ассортимента продукции покупателям особенно нравилось столовое вино «N 21″ и настойка «нежинская рябина». За эту продукцию  фирма Смирнова получила звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества и Великого князя Сергея Александровича». Также производитель получил право  размещать на своих вывесках и винных этикетках знаки государственного герба Российской империи.

Источник Яндекс картинки
Источник Яндекс картинки

 Кроме высокого престижа такая привилегия давала еще и хорошую защиту от подделки. Дело в том, что за подделку чужой продукции по тогдашним законам наказывали штрафом. А вот за незаконное использование  печати государственного герба можно было лишиться всех средств и прав и отправиться на каторгу.

Эйнем

 «Эйнем» - название столичного кондитерского завода «Красный октябрь» на Берсеневской набережной до 1922 года.

История бренда

В далеком 1850 году молодой немец Фердинанд Теодор фон Эйнем отправился покорять Москву. Именно так началась история одного из старейших кондитерских предприятий России – легендарного "Красного Октября".

Уроженец из городка Бад-Бельциг Королевства Вюртемберг хотел непременно открыть свое дело в России и занялся производством пиленого сахара. А уже через год Эйнем открыл на Арбате, 17 небольшую мастерскую по производству шоколада и конфет, а также пекарню и кондитерскую-кафе. 

Сладкий "бизнес" пошел в гору в годы Крымской войны, начавшейся в 1853 году. Кондитерская Эйнема поставляла для раненых сироп и варенье. Это позволило быстро расширить производство и арендовать фабрику из шести цехов на Мясницкой, 38.

В 1857 году к Эйнему присоединился еще один немец, Юлиус Фердинанд Гейс. Накопив достаточно средств, партнёры заказали из Европы новейшую паровую машину, открыли на Театральной площади кондитерский магазин и построили первое трехэтажное здание кондитерской фабрики на Софийской набережной.

 Бизнес Федора Карловича и Юлиуса  Федоровича, отныне называвших себя на русский манер, процветал: объемы заказов и ассортимент продукции росли. На предприятии изготавливали конфеты, пастилу, печенье, бисквиты, пряники. Только ванильного шоколада выпускалось сразу несколько сортов: "Царский", "Княжеский", "Боярский", "Столичный", "Американский",  "Фаворит" и другие.

В борьбе с конкурентами Эйне. и Гейс активно использовали различные средства "маркетинга": шелковые, бархатные и кожаные коробки со сладостями украшались картинами известных русских художников, а внутри коробок покупатели с приятным удивлением находили подарочные открытки или ноты с мелодиями композитора Карла Фельдмана: "Шоколадный вальс", "Вальс-монпансье" или "Танец какао", например.

Продукция фабрики Эйнемъ. Источник Яндекс картинки
Продукция фабрики Эйнемъ. Источник Яндекс картинки

Довольно необычной была и реклама сладкой продукции: а небе над Москвой кружили дирижабли с призывом покупать шоколад "Эйнемъ".

В 1913 году фабрика стала поставщиком двора Его Императорского Величества.

 С каждого проданного фунта нового печенья немецкие предприниматели жертвовали пять копеек серебром. Половина суммы поступала благотворительным заведениям Москвы, а другая половина – Немецкой школе для бедных и сирот. 

Эйнем умер в 1876 году в Берлине в возрасте пятидесяти лет. Он не оставил наследников, поэтому Гейс выкупил фабрику полностью. В 1889 году он заказал строительство более просторной фабрики на Берсеневской набережной. Легендарный ансамбль из красного кирпича сформировался окончательно в 1914 году и был признан уникальным памятником российской промышленной архитектуры.

Источник Яндекс картинки
Источник Яндекс картинки

Гейс умер в 1907 году в Москве, и пятеро из его девяти сыновей переняли руководство фабрикой.  Когда началась Первая мировая война, один из сыновей, Вольдемар Гейс, остался руководить производством и принял российское подданство. Он организовал лазарет для раненых русских солдат, отправлял на фронт вагоны с печеньем и жертвовал деньги на армейские нужды.

После революции 1917 года фабрику "Эйнем" национализировали и переименовали в кондитерскую фабрику №1, а в 1922 году она получила нынешнее название, "Красный Октябрь". 

Однако "немецкий" бренд ценился настолько, что на протяжении нескольких лет рядом с современным названием предприятия приписывали - "Бывш. Эйнемъ".

Источник Яндекс картинки
Источник Яндекс картинки

В 2007 году цеха "Красного октября" были выведены на северо-восток города, а фабрика получила статус арт-кластера с архитектурными бюро, дизайн-студиями, шоу-румами, художественными галереями, арт-хостелом. А ещё Красный Октябрь  стал центром богемной Москвы с модными ночными клубами и гастрономическими ресторанами. 

3. Шустов

Николай Леонтьевич Шустов был известен в царской России как «коньячный король». Кроме того это был человек неординарный. Он буквально перевернул сознание российского потребительского рынка XIX века.

Источник Яндекс картинки
Источник Яндекс картинки

Шустов одним из первых догадался размещать рекламу своей продукции на общественном транспорте.

А ещё Николай Леонтьевич нашел отличный способ "пропиарить" свои алкогольные напитки!

Для этого он нанимал студентов. Те спрашивали в трактирах «только шустовскую водку». Когда её не оказывалось, молодые люди устраивали дебош и оказывались в участке, откуда их потом выкупал сам Шустов. Впоследствии студенты ещё и получали процент от продаж в «окученной» точке.

Реклама шутовской продукции. Источник Яндекс картинки
Реклама шутовской продукции. Источник Яндекс картинки

К концу XIX века ассортимент вин, выпускаемый на шутовской фабрике, стал отличаться разнообразием. Потребители смогли по достоинству оценить вкус и качество таких напитков как зубровка, мандариновая наливка, кавказский горный травник, ликеры русских степных трав и крымский коньяк.

 Буре

В царской России часы «Павел Буре» (Paul Buhre) были синонимом качества и четкости.  Сам русский император награждал ими отличившихся чиновников и презентовал иностранным дипломатам.

Торговый дом «Буре» выпускал как эксклюзивную продукцию, так и часы для массового покупателя. Диапазон цен был внушительным: от 2 рублей до нескольких тысяч. 

Эксклюзивные варианты часов  этой фирмы имели точнейший механизм, завезенный целиком или в виде набора частей из Швейцарии. Украшали такой механизм почти по-королевски: корпус из золота и серебра, был декорирован драгоценными камнями. На крышке часов встречались затейливые гравировки в виде изящной  монограммы или витиевато сплетенных инициалов.

Источник Яндекс картинки
Источник Яндекс картинки

История торгового дома «Павелъ Буре»

В 1815 году в Санкт-Петербург из Ревеля переехал Карл Буре и открыл там мастерскую. Его сын, Павел Карлович, позднее успешно перенял не только управление торговым домом, но получил прекрасные знания в тонком искусстве создания и сборки часов. 

Дальше семейным делом занялся его сын, Павел Павлович Буре, который в 1874 году выкупил большую часовую фабрику в городе Ле-Локле (Швейцария). 

Этот год и считается датой основания часовой компании «Павел Буре».

 

Источник Яндекс картинки
Источник Яндекс картинки

В 1888 году из-за болезни Буре был вынужден продать выгодное дело вместе с фабрикой французу Полю Жирару и швейцарцу Жану-Жоржу Пфунду. Они и создали компанию, ставшую Торговым Домом «Павелъ Буре». В 1892 году под этой вывеской открылся  магазин в Москве, потом в Киеве.

Россия была одной из первых стран, где часы стали общедоступным товаром. После 1917 года фирма продолжала работать в Швейцарии под маркой Paul Buhre.

Фаберже 

Коллекция яиц Фаберже –  гордость Российской империи. Эти произведения искусства стали синонимом роскоши и блеска. В 1887 году Александр III подарил своей жене на Пасху это изысканное изделие, чем сделал Фаберже очень хорошую рекламу. Подарок был конфискован большевиками и продан на Запад. В 1964 году яйцо было продано на аукционе Parke Bernet за 2450$.

Источник Яндекс картинки
Источник Яндекс картинки

 Изделия Фаберже создавались в 1885—1917 годах по заказам Российского Императорского дома и частных покупателей.

Всего было изготовлено как минимум 52 императорских яйца, 7 яиц, предназначавшихся в подарок богатейшей предпринимательнице, наследнице иркутских золотых приисков.

Источник Яндекс картинки
Источник Яндекс картинки

 Роскошные предметы были выполнены по заказам её мужа. Также ювелир изготовил по одному яйцу для Юсуповых,Ротшильдов, Нобелей и других именитых заказчиков, точное количество которых является предметом для дискуссии.