Начало здесь.
Часть 2 здесь.
Часть 3 здесь.
Часть 4 здесь.
Часть 5 здесь.
Часть 6 здесь.
Дома Катерина долго не могла решить, что лучше, встретиться сначала с Галиной Павловной или сходить на кладбище. Задумавшись об этом за чашкой кофе, она разделила угощения на две части, аккуратно сложила в пакет одну из них, добавила туда пачку вкусного имбирного чая, что привезла с собой из города, и отправилась в гости к соседям.
Соседний участок был не совсем соседний, от забора Катиного дома его отделяла небольшая полянка с той самой березой посередине и узкая деревенская улочка, по которой изредка гоняли на велосипедах деревенские мальчишки. Можно сказать, что оба дома были угловыми, разделенными этой самой улочкой. До дома Галины Павловны надо было пройти и полянку, и улочку. Да еще и обойти густые кусты сирени, скрывающие соседский забор.
«Наверное, весной и в начале лета тут очень красиво. Все в сиреневом цвете. Да и запах сирени с ума может свести», - думала Катерина, аккуратно обойдя сиреневые заросли и направляясь к калитке.
Калитка была закрыта. Не зная, есть ли в доме собака, Катерина громко постучала в калитку.
- Галина Павловна, вы дома?
Лая собаки слышно не было, но и на стук никто не ответил. Катерина постучала вновь.
- Чего тарабанишь, не слышит она. Открывай, да заходи, не боись, не укусит, - услышала она громкий старческий голос за спиной.
Катерина вздрогнула от неожиданности и оглянулась. Прямо за ней на дороге стоял старик. Он явно шел из магазина и остановился отдохнуть, поставив на землю холщовую сумку.
- Испугалась? Я Митрич, Степан Дмитриевич, живу вон в доме против твоего, только на этой стороне, - и он махнул рукой, показывая на свой дом.
- А Галина дома, куда ей уйти, видно в огороде возится. Ты зайди, не бойся. В дверь покричи, авось услышит. А нет, так за дом забеги. Там она, точно.
Старик подхватил свою сумку и пошел дальше. Катерина постояла еще несколько минут, надеясь, что хозяйка все-таки покажется, а потом осторожно открыла калитку и вошла во двор.
Двор был не очень большой, но чистенький и ухоженный. В стороне от дома, на открытом пространстве она заметила непонятное сооружение из большой пластиковой банки и глубокой чаши. Катерина никогда раньше такого не видела. Рядом с крыльцом дома стояла простая деревянная скамейка, вокруг которой яркими островками рассыпались цветочные клумбы.
«Любит хозяйка цветы, вон сколько развела», - думала Катерина, поднимаясь по ступенькам крыльца.
Она взялась за ручку двери и услышала голос.
-Я вот вам, ишь, что выдумали, еду рассыпать. Непорядок. Я для кого с утра корм насыпала, кашу наварила. Вам бы все по улице шастать. А тут вкуснятина пропадает. Ешьте давайте хорошенько, потом и гулять пойдете.
Голос раздавался откуда-то сбоку и принадлежал женщине немолодой, но, сразу чувствовалось, энергичной.
Екатерина спустилась с крыльца и пошла на голос. В дальнем углу двора стояла хозяйственная постройка. Входная дверь была распахнута настежь. Оттуда и доносился голос.
- Галина Павловна, - громко крикнула Катерина, приближаясь к сараю.
- Ау, иду, кто там еще? Кому понадобилась?
Из широких дверей сарая вышла женщина небольшого роста, круглая, как колобок. Она вытирала руки о какую-то тряпку, торчащую из кармана фартука, и щурилась от яркого солнышка, пытаясь разглядеть, кто к ней пришел.
- Это я Катерина, внучка Екатерины Матвеевны, соседки вашей. Поздороваться пришла, - Катерина говорила громко, чтобы старушка услышала ее.
- Вижу, вижу. Не кричи так. Это я далеко не слышу, а, когда близко, слышу и по губам хорошо понимаю. Галина Павловна подошла к девушке.
- Ну, здравствуй, молодец что пришла, Паша говорил, что хочешь со мной познакомиться. Дай-ка я хоть разгляжу тебя. Молоденькая какая…. А вылитая Катерина в молодости. Очень ты на бабушку похожа. Вот подожди, я тебе ее фотокарточку покажу, сама увидишь. Ну, пойдем в дом. Я с утра компот вишневый наварила, шанежек напекла.
При упоминании шанежек Катерина сглотнула слюну. Выпечку она всегда любила, а шанежки, да горячие, да с молоком или со сладким чаем, это для нее было вообще верхом вкусовых пристрастий.
Они прошли в дом, расположились на маленькой, уютной кухне. Вернее сказать это не была кухня в полном понимании этого слова, это был пристрой к дому, где в самом углу было выделено место и для газовой плиты, и для раковины с водой.
Рядом с раковиной стоял большой кухонный стол. Со шкафчиками и с выдвижной доской для нарезки хлеба. Катерина уже видела такие столы. Они всегда поражали ее своей вместительностью и основательностью. Сделанные из натурального дерева, они могли служить не один десяток лет.
Добрую половину стола занимали трехлитровые банки с компотом, да большая миска с шаньгами, накрытая чистым полотенцем.
Чуть в стороне, прямо у окна располагался стол, покрытый клеенкой в мелкую красно-белую клеточку.
- Садись, сейчас кушать будем. У меня и чай готовый. Вкусный. По рецепту твоей бабушки. И Галина Павловна принялась хлопотливо накрывать на стол, не забывая перечислять из какой травки состоит чайная заварка.
- Вот давай сейчас чай попьем, с сахаром, да с шаньгами. А компот я тебе с собой дам. Остынет, будешь пить. Хорошо в жару компот прохладный. У меня Паша очень любит.
Катерина вытащила свое угощения и положила на стол рядом с банками.
- Галина Павловна, это вам, к чаю, - сказала она, чувствуя, как от хозяйки веет теплом и заботой.
- Спасибо, вот вместе и попьем.
Она усадила гостью за стол и побежала снова в сарай.
- Кур выгоню, пусть во дворе побродят, аппетит нагуляют. Приучаю из специальной кормушки есть, мне Паша из города привез, а они не хотят. Вот и тренируем, кто кого, - засмеялась Галина Павловна.
- Это та, что посреди двора стоит, - догадалась Катерина.
- Нет, это поилка, тоже какая-то супер модная. А кормушка там, в курятнике. Ты кушай, я быстро.
Она возвратилась через несколько минут. Видно было, что запыхалась от быстрой ходьбы, но дело свое сделала.
Катерина села за стол и сама не заметила, как увлеклась шаньгами, слушая разговор бабушкиной подруги.
- Мы же с твоей бабушкой выросли вместе. Ровесницы считай. Мамки то наши вместе на работу бегали. Нас, девчонок, то у них, то у нас оставляли. Потом в школу вместе пошли. Ох, и горазда была Катерина учиться, все на лету схватывала. Мигом запоминала, еще и меня тянула. Школа у нас в деревне восьмилетка была. Вот как в 7 класс перешли, она и начала странности показывать.
- Расскажите, какие странности, Галина Павловна, - с жаром попросила Катерина.
- Какие? Вот, например, точно мне говорила, вызовут меня к доске или нет. Всегда знала, когда контрольная будет. Ребят, что подшутить любили, одной рукой останавливала. Помню был у нас в классе Сенька Степанцов. Как мы бежим на физкультуру одеваться, он все подглядеть норовил. То в раздевалке спрячется, то в окно заглядывает. А однажды даже дырку в двери прокрутил. Ухитрился как-то.
Катерина узнала. Пришли на физкультуру. Сенька побежал через коня прыгать, она руку выставила, он на ровном месте споткнулся и упал. Хромал потом, коленку растирал. Но ничего, обошлось.
«Совсем, как я», - вспомнила Катерина свои примеры.
- А дальше?
- Серьезно началось все, когда она на летние каникулы после седьмого класса к бабке своей в другую деревню уехала. Все лето там прожила. Говорят, бабка у нее сильная ведьма была. И жила будто не в самой деревне, а на отшибе где-то, почти в лесу.
- Приехала она к сентябрю совсем другая. Тихая такая, задумчивая. У нас тогда, помню, корова заболела. Может, объелась чего на выпасе. Только бока у нее раздуло, того и гляди лопнет. Мать плачет, кормилица все-таки. Отец чернее тучи ходит. Резать корову надо, а жалко.
- Катя тогда за учебником к нам зашла, или еще за чем-то, не помню уже. Видит такое дело, пошла в сарай на корову посмотреть. Потом молча домой к себе ушла. А через час приходит, ведро с пойлом держит.
- Вот, - говорит, - дайте корове выпить, пройдет все.
- Мать руками замахала. Много ты, говорит, понимаешь. Мы уже ей и кипяченой воды давали, и колодезной. Ее вон бабка Петрова, местная знахарка лечила, лекарство давала, да только толку нет. А ты тут неизвестно что принесла. И в слезы.
- Не хотите, не давайте, только к утру сдохнет животина то, - сказала так, ведро оставила и домой пошла.
- Матери деваться некуда. Подождала немного, послушала, как корова ревет, подхватила ведро и пошла. И знаешь, корова сама к ведру потянулась. Мать потом удивлялась, что и заставлять не надо было, Целое ведро варева какого-то так и выпила. А часа через два реветь перестала. Отец бросился в хлев, думал все уже. А Ночка наша стоит, да сено жует, будто не было ничего.
- Вот тогда все удивились. Стали Катьку допытывать. А она говорит, что травки заварила, бабушка научила. Вот и весь сказ. После этого и другие стали ее к себе звать. Как какие проблемы со скотиной, тогда же в каждом доме живность была, так за Катериной бегут. Она не отказывала. Только помочь не всегда могла.
- И на экзаменах за восьмилетку она уже знала, как сдавать будет. И меня гоняла, это повтори, это подучи. Хорошо мы с ней тогда экзамены сдали.
Галина Павловна поднялась и пошла в комнату, вернулась со старым потрепанным альбомом и стала фотографии перебирать. Часть фотографий была бережно вклеена, часть просто так лежала. А самые старые были в специальные уголочки вставлены. Были фотографии цветные, но большинство все-таки черно-белые.
Наконец, она нашла, что искала. Достала из уголочков несколько фотографий и показала Екатерине. На одной из них девушка увидела себя школьницей. Только как будто в другом измерении. Лицо вроде то же, а вот прическа, одежда совсем другие.
«Бабушка», - догадалась Катерина. Она взяла фотографию в руки и почувствовала, какая она теплая. Казалось, что это тепло перетекает из пожелтевшей от времени фотографии в нее, современную Катерину. И заполняет это тепло все клеточки ее тела. Наполняет силой и уверенностью.
Они долго еще разговаривали Галиной Павловной. Та рассказывала про свою жизнь, про бабушку и ее замужество, про рождение старшей дочери Ольги и сына, которого назвала в честь мужа Николаем. За два месяца до рождения мальчика муж Катерины Матвеевны погиб на лесозаготовках. Хотел денег побольше заработать для семьи, да что-то случилось. Привалило деревом. Катерина плакала, жалела, что ее рядом не было, она бы спасла его. Но так уж случилось, что родился Николай уже, можно сказать, без отца.
Вот тогда к ним и приехала бабушка самой Катерины, та самая ведьма, у которой она каникулы провела. По дому помогала, по хозяйству. Ну и обучала Екатерину всяким премудростям. Сама то Катерина до замужества успела медицинские курсы окончить. Самое начало знала. Уколы ставить умела. Рука у нее легкая была.
За разговорами не заметили женщины, что давно день к вечеру повернул. Спохватилась Галина Павловна, что сын Павел с работы придет, а у нее обед не готовлен. Катерина вызвалась помочь.
Вдвоем они быстро приготовили обед, из огородных овощей нарезали салат.
- Хорошо, что я шаньги все не перетаскала, - смущалась Екатерина.
- Ничего, ешь на здоровье, с голоду не помрем. Слава богу, не голодное время.
Накрывая стол к ужину, Катерина обмолвилась, что хочет на кладбище сходить к бабушке и тетке. Да боится, что могилку не найдет.
- И правильно, сходи, милая. А хочешь, вместе сходим. Ты вот приехала, и мне пришла нужда на кладбище сходить. Посоветоваться надо. Обещала я Катерине кое-что, так убедиться хочу, не передумала ли.
- А что обещали? – заинтересованно спросила Катерина.
- Не буду пока говорить. Давай завтра сходим, там и все разъяснится.
Катерина настаивать не стала, хотя самой было очень любопытно. Они дождались Павла и уже все вместе сели ужинать.
- Вот поужинаем и пойдем траву твою косить, - сказал Павел, с удовольствием уплетая остатки шанег, - наведем на участке порядок. Может за вечер не получится, но дня за два точно управимся.
Уже уходя, Катерина попросила у Галины Павловну ту самую фотографию. Галина Павловна посмотрела на девушку внимательно и протянула фотографию.
- Береги ее. Другой такой у меня нету. А беречь будешь, она тоже тебя от неприятностей убережет.
Вечер пролетел так же быстро, как и день. Павел знал свое дело. Бензиновый триммер в его руках пел и свистел, а трава ложилась ровными рядочками, устилая землю желто-зеленым ковром.
Пригодился компот Галины Павловны. В такую жару, да после активной работы Павел пил компот не отрываясь от банки.
Катерина с интересом наблюдала за этим простым парнем, который не строил из себя рыцаря, не показывал, какой он крутой. Он быстро и точно делал обыкновенную мужскую работу. И двор от этого на глазах преображался.
Вот высвободились от высокой травы кусты смородины и крыжовника, вот показались заросшие травой деревянные клумбы вдоль забора, а вот и сарай встал в полный рост, демонстрируя заколоченное окно и большой амбарный замок на дверях.
«Интересно, а где ключ от сарая, надо бы поискать», - думала Катерина, наблюдая, как собирает Павел свой инструмент после работы.
- Хватит на сегодня, остальное завтра закончу, - сказал он, - может, на речку сходим?
Катерина отказалась. У нее в голове скопилось столько информации, возникло столько вопросов, что она не хотела сейчас никуда идти, хотела остаться одна и попытаться разобраться в себе.
Павел не настаивал, он вежливо попрощался и закрыл за собой калитку, унося попутно и пустую банку из-под компота.
Катерина вошла в дом и первым делом поставила фотографию бабушки прямо рядом с диваном, на котором беспокойно провела первые ночи. Она пока не знала, зачем это делает. Но ей показалась, что глаза Кати-девочки на фотографии немного улыбнулись.
Остатки вечера она провела в беседе с мамой и после разговоров сразу легла спать. Ведь они договорились с Галиной Павловной идти на кладбище рано утром, пока солнце на начало свой жаркий бег по небосводу.
Вот только перед сном, подключая ноутбук к сети для зарядки, Катерина невольно бросила взгляд в окно. На столе, под деревом, как на посту, стояла, переминаясь с лапы на лапу, ворона. Она внимательно смотрела на окно в доме, словно хотела что-то сказать. Черной кошки рядом с ней не было.
В эту ночь Катя спала спокойно и крепко. Без лишних страхов и сновидений.
Здравствуйте, дорогие читатели, друзья и гости канала КНИГА ПАМЯТИ.
Встречайте новую часть о Катерине и ее жизни в доме враждующих сил. Сумеет ли Катерина выстоять, какую сторону она примет и как будет идти борьба за ее душу, читайте в следующих частях.
Если интересно, пишите комментарии, ставьте лайк и делитесь со своими друзьями.
Канал КНИГА ПАМЯТИ всегда рад новым подписчикам!