- Здравствуйте! Вы сегодня «гвоздь программы»! Расскажите, пожалуйста, немного о себе для начала, а потом перейдём к Вашему автомобилю. Ой, то есть к автомобилЯМ. Не ждали, что их два будет))
Добрый день, меня зовут Александр. Мне 48 лет, а живу я на северо-востоке Иркутской области (Восточная Сибирь), в городе Братске. Это небольшой индустриальный город. Водительский стаж - 30 лет. Это мой, наверное, пятнадцатый автомобиль, то есть сравнивать было с чем, и есть с чем.
- Нам не мерещится? Это… электрический Leaf? Да на улице холод под минус 30! Расскажете немного о своих машинах?
Вообще, первый свой электрокар я купил в 2017 году — это Nissan Leaf 24 кВт 2013 года выпуска; на момент покупки запас хода составлял 120 км. Данным автомобилем владею уже седьмой год, на нём ездит жена - на сегодняшний день запас хода 75 км. Для передвижения дом-школа-работа-дом хода достаточно. Пробег у машины при этом 80000 км.
В 2022 взял себе Nissan Leaf 62 кВт, выпущенный в 2019 году. Сейчас пробег 50 000 км, запас хода составляет 380 км — это примерно так же, как и было в 2022 году на момент покупки.
- А почему взяли себе «электричку»? Холодно ведь, да ещё и не новая. Тем более Братск от центра России далеко – зарядной инфраструктуры ведь совсем нет…
Зарядная инфраструктура для электрокаров в Иркутской области быстро развивается; то есть с Братска я могу легко доехать до Иркутска с подзарядкой в течение полутора часов в Тулуне или Черемхово, в Усолье-Сибирском также есть ЭЗС. Чай, кофе попил и поехал дальше.
В Иркутской области самая маленькая плата за электроэнергию - 1 руб. 42 копеек за киловатт! Не трудно посчитать, что за 62 кВт полной зарядки это будет всего 88 рублей! Это сверхэкономия!
И кстати, спасибо за зарядки в нашем регионе надо сказать в том числе En+ Group)) По-моему, вы про эти станции тоже писали когда-то в своих материалах.
- Да, я что-то вспоминаю. Кажется, этот материал ещё подготовила Татьяна Елисеева…
Точно! Это я хорошо запомнил. Там ещё были вопросы для читателей.
- Какие проблемы выявлялись в ходе эксплуатации? Батарею ещё не меняли, надеюсь? Сильно просела штатная?
Никаких проблем в ходе эксплуатации выявлено не было - даже на Лифе 24 кВт, которому 11 лет! Да, упала ёмкость батареи, но он ведь эксплуатируется уже седьмой год нами. Как бы новая батарея всегда есть в наличии, можно заказать, купить. Но стоит примерно 500 000 рублей(( (вздыхает). Зато она будет более ёмкой, будет легче, что благоприятно скажется на пробеге.
- Интересующий многих, кто планирует купить "электричку", вопрос: что зимой с машиной происходит? Насколько сильно снижаются заявленные характеристики, как часто приходится заряжать, какие проблемы добавляются к эксплуатации?
Что касается того, как ведёт машина себя в морозы, скажу на примере лифа 24 кило ваттного: до -24° всё отлично, даже если длительно стоит на улице. Но при -25 и ниже (в минус) сразу падает пробег, снижается, можно сказать, в два раза быстрее обычного. То есть в морозы не стоит её оставлять на полный рабочий день на улице. Подвеска дубеет, начинает брякать, в салоне холодно становится. Спасает хоть немного подогрев сидений, руля.
- Вы уже упоминали про дешёвое электричество. Так сильная, получается, экономия выходит. В сравнении с теми же авто с ДВС?
При условии, что полностью автомобиль заряжается примерно два раза в неделю, а это не больше 350 руб., это очень выгодно. Продавать автомобиль не собираюсь, если только поменять на другой электрокар: сейчас же полно «китайцев» более мощных, энергоёмких.
- Расскажите, пожалуйста, дорабатывали ли как-то свой Leaf? Во что вкладываете деньги? Я так понимаю, главный плюс – экономия?
Главные плюсы авто – это, конечно же, его суперэкономичность. Заводится в сибирские морозы без проблем. Но и стоит электрокар всегда в тёплом гараже. Естественно, при морозе заряд батареи упадёт. Но с моей стороны никаких доработок не было. За машиной следим, но суть в том, что за всё время эксплуатации, кроме плановых ТО, вкладывался только в резину! 😂 Сейчас ещё планирую стойки поменять. В общем-то, всё)) (смеётся).
- Маленький автомобильчик на электричестве - что у него с динамикой в городе и на трассе? При обгонах запас под педалью есть? Какая максималка?
Как ведёт себя машина на трассе? Да шикарно она прёт!!! Честно)) Запас под педалью всегда очень большой при обгоне. Максималка: у 62 кило ваттного это 170 км/ч, на 24 кВТ — это 150 км/ч спокойно.
- А что-то по оснащению хотелось бы добавить? Чего-то не хватает?
У меня автомобили не спецверсии – обычные, без пакетов. Никаких там Aero Style, Autech, Nismo и им подобных. И хотя машина без допов и в базе, чего бы хотел добавить в оснащение - ничего!!! (Александр делает ударение на этом слове). Со своей задачей добраться из пункта А в пункт В с наименьшими затратами справляется на отлично 👍
- И напоследок: что думаете про современный автопром, включая «китайцев»?
Я думаю, большое будущее именно за китайцами, если инициативу по производству электрокаров не возьмёт на себя какая-то другая крупная экономика. Например, Россия – почему нет? Но я понимаю, что это если и реально, то дело далёкого будущего. А китайцы сейчас работают на опережение. Так что вот.
- Александр, спасибо Вам большое за интервью! Понимаю, что времени было совсем в обрез, но Вам удалось прям лаконично о самом главном рассказали. Может, если будет время, более подробно пообщаемся на тему вашего электрического Nissan?
Да, конечно можно. Всегда обращайтесь – готов рассказать про свои любимые «электрички». А читателям я бы вот что сказал: бояться сильно электромобилей, даже подержанных, не надо. Но нужно понимать, что нужен доступ к нормальным зарядкам, зимой – бокс потеплее. Может, и у новых электрокаров всё намного лучше, но я на свои бэу Ниссаны не жалуюсь. Даже здесь, в холоде. Так что берите, если нравится.
- Ещё раз благодарим Вас за интервью. Постараемся ещё связаться с Вами. До свидания!
Без проблем. Вам спасибо, было интересно рассказать про авто. До встречи!