Гуру отечественного искусствоведения приехал в Казань после десятилетнего перерыва. Это визит с продолжением: Вадим Садков займется атрибуцией внушительного собрания миллиардера Алексея Семина.
Формальным поводом для приезда эксперта в области живописи Старых мастеров мэтра Садкова в столицу республики стало его участие в расширенном заседании Общественного совета корпоративного издания компании ASG – журнала «Мир искусств» («Вестник Международного института антиквариата»). Но оказалось, что приезд Садкова - не просто дань вежливости и уважения. Авторитетный эксперт намерен более тесно сотрудничать с казанским Международным институтом культурного наследия, непосредственно участвуя в процессе атрибуции картин, консультировании штатных сотрудников музея, определении направлений научного поиска, каталогизации и так далее.
- Мэтр с похвалой отозвался о желании владельца собрания каталогизировать все коллекции собрания, - пояснила «Вечерней Казани» главный редактор «Мира искусств», доктор педагогических наук, член-корреспондент РАЕН Светлана Бородина. – Вадим Анатольевич дал согласие на плотное сотрудничество с компанией. Его визиты в Казань станут частыми: с Садковым заключено соглашение о работе на постоянной основе над атрибуцией порядка двухсот произведений мастеров Старой школы из нашей коллекции.
На встрече Вадим Анатольевич отметил, что сотрудники казанского Международного музея антиквариата активно занимаются изучением коллекций, атрибуцией, привлекают и итальянских коллег для соответствующей части собрания. Что, конечно, приносит результаты в виде изданных за рубежом монографий, а главное же, по его мнению, то, что полученное в Казани новое знание входит в мировой научный обиход. Он также подчеркнул, что в отличии от других крупных собраний коллекция находится в России, а конкретно - в Казани.
- Никакие международные неурядицы не помешают нам любоваться предметами искусства, изучать их, проводить выставки». Некоторые обеспеченные люди используют произведения искусства утилитарно – как украшение интерьера, демонстрацию статуса, рациональное вложение денег. Такой подход социологи называют «престижным потреблением». Но в Казани мы находимся именно в окружении коллекции, и это очень важно, - отметил Садков.
Вадим Анатольевич Садков - историк искусств, профессор Высшей школы реставрации РГГУ, известный в России и Европе специалист в сфере атрибуции и экспертизы произведений искусства Старых мастеров (принятое в искусствоведческой традиции собирательное обозначение творчества выдающихся художников стран Западной Европы, работавших от эпохи Возрождения до второй половины XIX века). Садков - крупный эксперт в области фламандской и голландской живописи XVI – XVIII веков, устроитель и куратор выставок (одна из последних знаковых выставок - «Под знаком Рубенса» в «Новом Иерусалиме»). Доктор искусствоведения Садков - лауреат премии Правительства РФ, член редколлегии нью-йоркского журнала «Master Drawings», ведущий научный сотрудник отдела искусства Старых мастеров Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (возглавлял данный отдел более 20 лет), автор более 125 книг, научных статей, каталогов и выставок.
Кстати, это второй визит Садкова в столицу Татарстана: в 2013 году он принимал участие в конференции, посвященной вопросам государственно-частного партнерства в области искусства и сохранения исторических зданий. И вот – новая многообещающая встреча.
Во время двухдневного пребывания в Казани Садков уделил время практике изучения и сохранения культурного наследия, сложившейся на сегодняшний день в столице Татарстана, а также атрибуции уникальных картин с международным признанием (авторство Франса Снейдерса, Ван Дейка, Бернардо Строцци и др.), включенных в Большую коллекцию изящных искусств, которая разместилась в Доме приемов ASG (ул. Карла Маркса, 16, 18).
На заседании совета, в который входят авторитетные ученые Москвы, Санкт-Петербурга и Казани, Садков подчеркнул:
- «Миру искусств» удается сохранять баланс материалов, отражающих восстановление объектов культурного наследия и академических статей по искусству. Сложившийся коллектив казанского музея антиквариата доказал, что может работать с разнообразным многоплановым собранием, которым располагает компания.
На встрече присутствовали помощник раиса Республики Татарстан Олеся Балтусова, (тоже входит в Общественный совет «Мира искусств», которая пожелала журналу расширения рубрик, посвященных проблемам культурного наследия, его сохранению и популяризации; член-корреспондент РАН Роза Багаутдинова, вице-президент Российского Комитета Международного совета по охране памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) Рафаэль Валеев и директор Института международных отношений Казанского Федерального университета Рамиль Хайрутдинов.
- В стране существуют много хороших симпатичных журналов, раскрывающих проблемы наследия, его сохранения, но журнал «Мир искусств» - особый, - дал высокую оценку квалификации сотрудников музея Рамиль Хайрутдинов. - Читаю каждый номер полностью, получая эстетическое наслаждение, узнаю много нового. Каким-то неуловимым образом вы сохраняете в «Мире искусств» традиции казанской научной школы начала XX века, передаете аромат той эпохи. В том, что Казань стала серьезным центром искусствоведения, большая заслуга коллектива журнала.
Отметим, что казанское собрание Международного института антиквариата насчитывает более 7000 предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, значительная часть которых восстановлена в реставрационных мастерских Международного института культурного наследия. Хорошо зная казанское собрание господина Семина, Садков стал инициатором включения двух картин из Большого собрания изящных искусств ASG в выставку «Под знаком Рубенса», которая проходила в Новом Иерусалиме (декабрь 2022 - июль 2023 года). Выставка стала заметным событием в культурной жизни России, ее посетили более 100 тысяч человек. Так вот, на этой выставке были представлены две картины из казанской частной коллекции ASG. Одним из топов экспозиции стала картина Франса Снейдерса «Натюрморт с устрицами и куропатками», о которой Садков говорит, что сначала не верил в авторство ближайшего ассистента Рубенса, но до тех пор, пока не взял картину в руки. Эта картина абсолютно нетипична для фламандского гения натюрморта, однако качество живописи, характерное для каждого крупного мастера уже в самом начале карьеры, некая «божья искра», развеяли все сомнения. Второе произведение из казанского собрания, включенное в выставку, -единственная на территории России работа кисти Яна де Дюйтса «Поклонение пастухов».
Добавим, что Международный музей антиквариата расположен в Доме приемов ASG, который известен как ОКН «Особняк Банарцева» и расположен на улице Карла Маркса в домах 16 и 18. Чуть более десяти лет назад здания напоминали запущенные трущобы. После реставрации силами ASG дом, в котором воссозданы старинные интерьеры, возродился. Здесь и разместилась уникальная коллекция произведений зарубежной живописи и предметов мебели XVI—XIX веков. Кстати, никаких препятствий для посещения жителями Казани и ее гостями частного музея нет: нужно лишь заранее оставить заявку.
Автор материала: Ольга Юхновская