Найти тему
Этносы и Человек

Николай II - творец революции или жертва истории?

Рассуждая о русской революции принято связывать события не такой уж, кстати, и давней эпохи с именами всем известных деятелей, начиная от Чернышевского и заканчивая Ульяновым и Троцким. Но, что если главный провокатор и творец, хотя и невольный сам Николай II?

Тут сразу же возникает вопрос о роли личности в историческом процессе. Вопрос этот по прежнему актуален, как и сто пятьдесят лет назад.

Является ли тот или иной субъект истории случайным?

Даже с точки зрения династической линии у формально предпоследнего, а по факту последнего из правящих, на данный момент-)) русского царя Николая Александровича не было шансов на престол. Поскольку занять это почётное место отец его не должен был.

Наследником являлся дядя Николай (в честь которого он и назван) Однако ж, случается ЧП - вполне крепкий с виду молодой человек, нечаянно упав с лошади, довольно-таки неудачно ушибся. Очень быстро после этого падения у наследника развивается туберкулёз костей (возможно саркома) и он умирает, едва успев проститься с родными.

Всё происходит слишком быстро и наследником становится младший цесаревич, будущий Александр III. Мало того, он даже женится на невесте своего покойного брата - принцессе датской Дагмаре.

История их отношений полна парадоксальной романтики, ведь они вместе ухаживали за умирающим братом и женихом.

Семья тем не менее получилась крепкая и самое главное многодетная.

Ники был старшим их сыном и что интересно: родился в день многострадального Иова

Иов - библейский персонаж, коего сатана, с согласия Бога испытывает на прочность, лишая его буквально всего: здоровья, имущества, детей. "Похули Бога и умри" - предлагают Иову жена и друзья, однако он упорно отказывается это сделать, к неудовольствию сатаны.

По многочисленным свидетельствам современников Николай II был фаталистом и в какой-то мере в дате своего рождения усматривал некий намёк на предстоящие страдания, кои неприминули возникнуть (рождение долгожданного, но больного сына, поражение в японской войне и т. д.)

С другой стороны в конце 20 века последнего правящего монарха канонизировали, то есть определённые общественные круги видят в нём святого мученика. И причиной тому

те самые 23 ступеньки ведущие в подвал Ипатьевского дома, по которым спускался навстречу року русский Иов и каждая ступенька мистическим образом соответствовала году правления.

23 ступени =23 года на престоле.

Ипатьевский дом был снесён в 1977 году
Ипатьевский дом был снесён в 1977 году
Историк, журналист Марк Касвинов написал замечательную книгу о правлении Николая II. Она так и называется "23 ступени вниз". Книга и по сей день вызывает споры, однако написана ярко и аргументированно.

Что же это? Игра истории? Как известно, династия Романовых начинается с Ипатьевского монастыря и заканчивается в Ипатьевском доме. Но мало того, династия начинается с Михаила и именно Михаилом заканчивается! Формально последним русским царём был вовсе не Николай Александрович, а брат его - Михаил, в пользу которого он отрёкся от престола.

С точки зрения православия Царь - фигура сакральная, как и священник. С царя спросит бог, а не народ. коему в религии отведена роль пассивная. От того царь - страстотерпец. А народ?

Если придираться, то Николай отрёкся и даже царём уже не был.

Не вовремя проведённые или вовсе нереализованные реформы, неумение разрешать конфликты и противоречия мирным путём. Всё это в итоге поставило общество в страшную ситуацию гражданской войны с миллионами жертв. Если водитель неумело управляет транспортным средством, не соблюдает правила дорожного движения - авария неизбежна. И виновата, отнюдь, не дорога, не пешеходы и не колёса.

Светская культура и наука видит в царе - менеджера эффективного или не очень. Разумеется это ни в коем случае не оправдывает дикую жестокость, сотворившуюся в подвале Ипатьевского дома. Однако, в революциях всегда есть две силы. Те, кто совершает её и те, кто доводит дело до революции прежде всего отказываясь замечать новое состояние общества.

Спасибо за внимание!

Читайте также: Женский вопрос в представлении марксистов