Найти тему

Последняя хозяйка Покровского-Стрешнева.

Княгиня Евгения Фёдоровна Шаховская-Глебова-Стрешнева, урожденная Бреверн - одна из самых богатых и известных женщин Российской империи.

Портрет княгини Евгении Фёдоровны Шаховской-Глебовой-Стрешневой. Художник Ильяс Айдаров
Портрет княгини Евгении Фёдоровны Шаховской-Глебовой-Стрешневой. Художник Ильяс Айдаров

О ней я читала много. Особенно, когда у нас в Шаховской появился памятник. Мне всегда было не понятно: эта женщина - меценатка или скряга? Как могут совершенно противоположные взгляды на окружающее уживаться в одном человеке? Как можно отдавать целое здание под театр - бесплатно - и при этом брать деньги за посещение собственного парка дачниками? Как можно создавать летние детские лагеря и при этом разъезжать по Европе в собственном богато обставленном железнодорожном вагоне, который просто заменяет целый дом? Думаю, надо снова окунуться в её детство, чтобы всё понять... Только сведений ничтожно мало!

Портрет девочек сестры Е.Ф. и В.Ф.Бреверн. Российская империя,1840-1850-е гг. Государственный исторический музей
Портрет девочек сестры Е.Ф. и В.Ф.Бреверн. Российская империя,1840-1850-е гг. Государственный исторический музей

В запасниках Исторического музея существует фотография сестёр Евгении и Варвары Бреверн. Две маленькие девочки, прижавшись друг к другу, старательно не смотрят в камеру. Ощущение покинутости и одиночества захлёстывает...

Евгения Фёдоровна родилась 21 декабря 1841 года. Она была правнучкой княгини Елизаветы Петровны Глебовой-Стрешневой, дочерью её внучки от сына Петра, которую она воспитывала. Княжна Наталья Петровна Глебова-Стрешнева смогла выйти замуж только после смерти бабушки в 1839 году. Невеста она была небогатая, поэтому, когда её позвал замуж овдовевший помещик Эстляндской губернии Фридрих фон Бреверн, княжна Наталья долго не размышляла. Когда-то её муж был под следствием по делу декабристов, в результате Высочайшего повеления за ним был установлен секретный надзор с ежемесячным донесением о его поведении, но в 1831 году надзор был прекращен. В 1833 году Ф.Бреверна перевели в Ямбургский, потом во Владимирский уланский полки. Женился он на Наталье Петровне буквально подав прошение об отставке в 1839 году, получив освобождение о военной службы уже в 1840 году. Генерал-майор Фридрих фон Бреверн стал помещиком Фёдором Логгиновичем Бреверном...

Родители назвали дочь редким для России именем Евгения в честь героини романа Оноре де Бальзака "Евгения Гранде", которым буквально зачитывалась Наталья Петровна, пока ожидала ребёнка. Малышка была очаровательна, но... не сказать, что хорошенькая. Обе сестры ( и младшая Вера) получили достойное семейное воспитание и образование. Однако в будущем княгиня Евгения Фёдоровна очень не любила вспоминать своё детство, и портрет из той поры остался всего лишь один, да и тот не ахти какого качества.

Портрет Е. Бреверн. Неизвестный художник
Портрет Е. Бреверн. Неизвестный художник

Существует легенда, что как-то летом Евгения чуть не утонула в пруду. Но опять-таки больше сведений об этом происшествии нет...

В 1862 году на девушке женился князь Михаил Валентинович Шаховской. С этого момента её жизнь более -менее просматривается по документам.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Евгения Фёдоровна переезжала за мужем-военным из одного военного округа в другой. В 1879 году князь Михаил Валентинович Шаховской был назначен почетным опекуном ведомства Императрицы Марии Федоровны Московского присутствия, где и дослужился до чина генерал-лейтенанта. В начале 1880 года супруги наконец-то поселились в Москве.

Отличное образование, состояние предков, незаурядные способности, брак с М.В. Шаховским, ведущим свою родословную от Рюрика, вывели Евгению Федоровну в первый ряд высшего общества России. Примерно тогда же - около 1886 года - она придумала себе герб. На нем имелся девиз "С Божьей помощью ничто меня не остановит". Этому девизу она не изменяла никогда.

Изображение из открытых источников интернет
Изображение из открытых источников интернет

Ещё в 1864 году супругам по императорскому рескрипту была передана фамилия бездетного дяди Евгении Фёдоровны, вследствие чего они стали носить тройную фамилию. Пара была очень состоятельной, владела домами в Москве, а также усадьбами в Подмосковье и на Лазурном берегу Франции.

Неизвестный фотограф. Портрет Е.Ф.Шаховской-Глебовой- Стрешневой. Западная Европа (?), начало 1870-х гг. Бумага, картон, альбуминовый отпечаток.
Неизвестный фотограф. Портрет Е.Ф.Шаховской-Глебовой- Стрешневой. Западная Европа (?), начало 1870-х гг. Бумага, картон, альбуминовый отпечаток.

К перестройке усадьбы в Покровском-Стрешневе княгиня Евгения Фёдоровна решила приступить сразу же. В 1880 году княгиня приглашает архитектора А.И. Резанова. Он был известен постройками великокняжеских дворцов под Москвой, в Петербурге и в Ливадии. По его проекту в имении был построен оригинальный ансамбль барских служб, спланированный в виде подковы. С торцевых сторон господского дома пристроили два флигеля в виде стилизованных замков с башенками, сделали надстройку над старым домом в форме зубчатой деревянной башни, раскрашенной под кирпич.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Большая любительница искусства вообще, а сценического в особенности княгиня Шаховская с мужем многие годы посвятили созданию «Домашнего театра». И один из новых флигелей барского дома был театру отдан. Его окончательная отделка была завершена в 1883 году. Публика поднималась из дворца по широкой передней и круглым лестницам. Роскошные готические окна с разноцветными стеклами давали переливающийся свет. Уютный зрительный зал освещался свечами, а в особо торжественных случаях включали электричество. По воспоминаниям современников «в зале находилась всего одна ложа, которую каждое воскресенье, когда давались представления, занимала сама княгиня, а партер заполняли окрестные дачники». Часто княгиня сама участвовала в спектаклях.
Около театра, со стороны Волоколамского шоссе зеленеет сосна. Известно, что она посажена в 1886 году.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

В 1889 году академик архитектуры А.Попов сделал проект каменной стены и въездных ворот. Этой высокой стеной усадьба отгородилась от шума дороги, от посторонних лиц.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Где-то с этого времени княгиня Евгения Фёдоровна любое своё начинание начнёт переводить в область финансов. Звучит грустно, но, к сожалению, это почти так. Хотя благотворительность семейной пары, позволяет забыть о финансовых "закидонах" княгини.

Евгения Федоровна состояла членом московского земского попечительного о тюрьмах комитета, попечительницей Александровского убежища, покровительствовала искусству, театру. Как губернаторская жена, участвовала в создании Эстляндского дамского комитета (1872) и Тамбовского губернского дамского комитета (1877). Написала ряд биографических и исторических публикаций на французском и немецком языках, пока колесила по Европе.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

И по возвращению в Россию, княгиня продолжала заниматься созданием приютов, детских оздоровительных лагерей, покровительствовать людям искусства, создавать новые финансовые проекты. Так масштабную перестройку деятельная княгиня предприняла и в городской усадьбе Шаховских-Глебовых-Стрешневых на Большой Никитской улице, в которой ныне находится Геликон-опера. В наше время в Геликон-опере висит портрет, атрибутированный княгине, который, согласно новым исследованиям, не является аутентичным.

аналог московского портрета, который находится в музее п. Шаховская
аналог московского портрета, который находится в музее п. Шаховская

В 1884 году она у себя рядом с имением Покровское-Стрешнево-Глебово создала первый загородный приют, привлекла благотворителей. В него направляли гимназисток со слабым здоровьем по показаниям врача. Приют работал с середины мая по середину августа. Для приюта содержалась ферма, откуда доставлялось парное молоко. Сама княгиня каждое утро посещала здания приюта. Так известно, что летом 1886 г. в приюте находилось 31 девочка от 9 до 17 лет.

После смерти мужа в 1892 году княгиня Евгения Фёдоровна Шаховская-Глебова-Стрешнева стала очень богатой женщиной: ей, кроме названных имения Покровское-Стрешнево и домовладений на Большой Никитской, принадлежала знаменитая вилла Демидовых Сан-Донато на французской Ривьере, прогулочная яхта на Средиземном море. Она владела собственным железнодорожным вагоном-салоном для поездок на юг, а также усадьбами - Шаховских в селе Александровское, Глебовых-Стрешневых в селе Раменье Волоколамского уезда (до наших дней не сохранились). Однако она предпочитала теперь проводить время в своем имении в Покровском-Стрешневе.

Теперь её проектом стали дачи. Ими начинала заниматься ещё прабабка княгини Елизавета Петровна. Но теперь была задумана стройка со строительством подъездных дорог, огораживанием самой усадьбы, прокладыванием новых коммуникаций. Дачи подорожали. Но при этом ни одна из них не пустовала, а некоторые снимались не только на один сезон. Ужесточались правила для дачников, но это имело смысл, потому что княгиня вкладывала колоссальные средства в обустройство парка при усадьбе. Он принимал окончательный вид регулярного, в нём были поставлены копии статуй античных мастеров, высаживались специальные сорта хвойников и кустарники... Это теперь был музей под открытым небом, куда в реальности продавались билеты для посещения! И сколько бы ни писали по этому поводу возмущённые дачники, княгиня от своего решения не отступала - её частная территория не может быть открыта всем и всегда!

В начале XX века начинается поблизости от усадьбы железнодорожное строительство. На деньги княгини во время строительства Московско-Виндавской железной дороги рядом с усадьбой Покровское-Стрешнево была устроена железнодорожная станция: чтобы дачникам было удобнее приезжать летом. По решению правления Общества постройки дороги в 1901 году в честь Евгении Фёдоровны Шаховской-Глебовой-Стрешневой была названа железнодорожная станция в Волоколамском уезде, на её земельных владениях. Пришлось правда немного подвинуть крестьян деревни Судислово и выделить им новые пахотные угодья, но недовольных не было, а вот новый посёлок получил шанс на быстрое развитие.

Это не Шаховская, но вокзалы были однотипны! Фото из открытых источников интернет
Это не Шаховская, но вокзалы были однотипны! Фото из открытых источников интернет

Во время русско-японской войны княгиня Евгения Фёдоровна устроила в своём имении Покровское-Стрешнево лазарет на 25 раненых воинов, подарив для этих целей  чудо-дом «Елизаветино» своей подруге знаменитой портнихе Надежде Ламановой - ну вот так! Не хотела светиться тогда...

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Лазарет, кстати потом уже в Большом доме , будет открыт княгиней и в годы Первой мировой войны.(Фотография именно из Большого дома)

Революция застала старую княгиню в Покровском. Странные люди, прибывшие в имение в ноябре 1918 года, заявили, что владения княгини Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой были национализированы республикой. Она молча забрала всё самое ценное для неё и переехала в маленькую квартирку в её же бывшем городском доме на Большой Никитской. Кому мешала старая барыня, ютившаяся в однокомнатной квартирке, сказать сейчас сложно. Но в октябре 1919 года по политическим мотивам 78-летняя княгиня Евгения Фёдоровна Шаховская-Глебова-Стрешнева была осуждена.

Фото княгини Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой, сделанное до 1917 г. Фото из открытых источников интернет
Фото княгини Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой, сделанное до 1917 г. Фото из открытых источников интернет

Дело было прекращено только через два с половиной года - 9 февраля 1922 года. Практически сразу же ей было дано разрешение на выезд из советской России.

Евгения Фёдоровна жила во Франции, в Париже, на бульваре Курсель, 30. Денег хватало, поскольку её имущество во Франции арестовано не было. Она снова создаёт благотворительный фонд для талантливых русских детей эмигрантов, снова помогает выжить тем, кто к ней обратится...

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Дата её смерти - ноябрь 1924 года, Париж. "Русская газета" от 14 ноября 1924 г. разместила извещение родственников об отпевании Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой. Она похоронена в 17 округе Парижа на кладбище Батиньоль. На надгробие написано, что здесь захоронена принцесса Шаховская-Глебова-Стрешнева, урожденная Евгения Бреверн, 1840 - 1924.

Княгиня была реабилитирована прокуратурой г. Москвы в октябре 2003 г.

Живущие рядом с усадьбой говорят, что всё реже и реже, но ранним утром, когда у больницы РЖД (бывш. МПС) на конечной остановке только просыпаются троллейбусы, и лёгкий туман спускается по проездам из парка Покровское-Глебово на Волоколамское шоссе, из ворот старой каменной ограды выезжает карета и направляется к Всехсвятскому храму.

Фотография не позднее 1880 г. Фото из открытых источников интернет
Фотография не позднее 1880 г. Фото из открытых источников интернет

В карете сидит не старуха. Нет.

В ней сидит молодая женщина, голова которой прикрыта вуалью. Она держит спину вызывающе прямо...

В предрассветной тишине гулко раздается цокот копыт. За поворотом экипаж пропадает, туман рассеивается. Наступает новый день.

Сказка? Вполне может быть... Но Москва не может жить без легенд, даже если они рождаются в наше время.