Почти сразу после Октябрьской Революции в городах-центрах военных округов стали создаваться так называемые Дома Красной Армии – центры организации идеологической и культурно-массовой работы среди военнослужащих.
Первый такой «Дом» заработал в 1921-м в Екатеринбурге, а 20 февраля 1925-го Реввоенсовет СССР издал приказ №200 – «сформировать с 1 марта 1925 года Дом Красной Армии в г. Самаре». Во исполнение приказа в течение отведенных восьми дней был подобран штат из 9 человек и назначен начальник будущего ДКА – Ф.И. Маковкин.
Ввиду отсутствия времени и средств на строительство местные власти временно выделили военным 8 комнат в здании бывшей гостиницы «Националь» на перекрестке улиц Фрунзе и Ленинградской.
Возведение нового здания Дома Красной Армии в ансамбле со зданием штаба (в те годы называемого Реввоенсоветом) ПриВО началось три года спустя. «Сверху» предписывалось, чтобы расположение выбирали вблизи центральных городских улиц и площадей, архитектурой здание в целом напоминало дворец культуры и включало гардероб, фойе, концертный зал, библиотеку, кафе и помещения для кружков и секций.
Проектировал Дом Красной Армии, как и соседний штабной комплекс, архитектор Петр Щербачев.Здание состояло из нескольких объемов-параллелепипедов, скомпонованных с учетом понижения рельефа в сторону Волги, причем каждый объем имел свое архитектурное решение.
Угловой блок со стороны ул. Чапаевской с глухими боковыми частями и вспомогательным входом слева в середине прорезался рядом частых узких окон второго этажа. Выходящая на нынешнюю ул Шостаковича торцевая стена формировала выступ-ризалит с еще одним входом, над которым располагался барельеф с изображением чапаевской конницы.
Парадный вход размещался выступе-ризалите центральной части и решался в виде своеобразного конструктивистского портика на массивных прямоугольных пилонах, изначально завершавшегося нешироким балконом во втором этаже.
По фасаду чуть утопленного вглубь объема между угловым и центральным ризалитами проходят ритмичные ряды вертикальных оконных проемов, причем декор окон первого этажа имеет отсылку к классике в виде завершенных сандриками наличников в верхней части, подоконных карнизов и рельефных филенок на месте традиционных подоконных ниш.
Объем справа от главного входа , отличающийся формой оконных проемов, так же декорирован по фасаду обрамляющими окна узкими лопатками и надоконными квадратными филенками в первом этаже и междуоконными лопатками, поддерживающими карниз, во втором.
Завершающий ансамбль справа трехэтажный угловой объем, сильно сдвинутый вглубь от красной линии с ленточным остеклением обоих этажей, декора практически лишен – не считая выделения цветом междуоконных простенков. Дополняли композицию четыре гипсовые скульптуры красноармейцев, встречавшие посетителей на входах.
Первое время работа ДКА, проводимая с командным составом и красноармейским активом, ориентировалась на решение текущих задач – укрепление обороноспособности и подготовку резервов. действовали кабинеты политпросвещения, военный, стрелковый, химический , связи, оборонно-массовой работы.
Затем активизировалась деятельность культурно-художественная. Проводились концерты профессиональных коллективов и красноармейской художественной самодеятельности, встречи с поэтами и музыкантами. Заработали музыкальный, хореографический и драматический кружки.
В конце 1930-х при содействии «главного военного дирижера СССР» Семена Александровича Чернецкого был сформирован оркестр штаба ПриВО. Именно генерал-майор С.А. Чернецкий руководил сводным оркестром на параде 7 ноября 1941-го года на площади Куйбышева.
В годы Великой Отечественной на сцене ДКА выступали артисты эвакуированных в Куйбышев Большого театра, симфонического оркестра Всесоюзного радио, Ленинградской академической хоровой капеллы.
Крупнейшим в городе очагом культуры ДКА, уже переименованный в Дом Офицеров, оставался и в послевоенные годы. Здесь так же шли концерты, читались лекции, проводились торжества, работали библиотека и танцевальные классы.
В 2018-м году перед зданием появился памятник пятому гусарскому Александрийскому полку, расквартированному в Самаре в 1910-1914-й годы – в лице корнета Александрийского полка Константина Батюшкова, нашего земляка, погибшего в боях Первой Мировой.
Год спустя компанию бронзовому гусару с конем составили четыре скульптуры красноармейцев, установленные взамен недолговечных гипсовых, разрушившихся в 1960-е.
29 сентября 2023 года «Гарнизонный Дом офицеров» был признан объектом культурного наследия . Под охрану предписано взять «весь комплекс кирпичных зданий; входные группы; внешний архитектурный облик; барельеф в виде бегущих коней, оседланных красноармейцами; зрительный зал; барельефы, изображающие сцены из военной службы солдат-красноармейцев и моряков времен гражданской войны, а также процесс работы пролетариата на заводе; гипсовый барельеф герба СССР периода 1940-1956 годов».
Использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете