Всем известно, что истории про любовь в Средневековье придумали романисты XIX века. Что с самых времен падения Рима и до начала эпохи Возрождения, плохо помытые рыцари, женились на забитых и не имеющих вообще никаких прав женщинах, только для того, чтобы продолжить род. Или, в крайнем случае, из личной выгоды. Ну о какой любви в этих ваших Средних веках можно говорить, просто выжить, в те крайне интересные, но не очень дружелюбные времена было задачей не из самых простых.
А может быть, все было с точностью до наоборот? Ведь саги и баллады, написанные в те прекрасные времена, когда мужчины были рыцарственны и мужественны, а дамы добродетельны и прекрасны, говорят нам о том, что любовь была. Ее воспевали, ей восхищались, а влюбленные, пронесшие свое чувство сквозь опасности и испытания, были примером остальным. Особенно, конечно, молодежи. Любой, кто хотя бы самым краем затронул литературу "эпохи рыцарей", совершенно точно может утверждать, что любовь в те времена была важнейшей частью средневековой культуры.
А если я скажу, что к реальному положению дел, обе эти крайности отношение имеют чуть более чем никакое? Если я предложу на секунду забыть величественные саги, куртуазные баллады, а также современное кино, по привычке красящее все Средневековье толстым слоем коричневого цвета. А вместо этого обратиться к документам и реальным историям того времени?
И ты, дорогой друг, конечно же, немедленно спросишь, - автор, ты совсем уже? Как вообще сочетаются любовь и документы? Ну что тут сказать, все действительно непросто. Надо разбираться.
И первое, что нужно сделать - это договориться о терминах. Любовь в средние века, сильно отличалось от того что мы подразумеваем под этим словом сегодня. Да что там говорить, даже сегодня мы, говоря о любви, зачастую имеем в виду совершенно различные чувства, отношения и события. Поэтому предлагаю определять этот непростой процесс так, как каждому удобнее, но придерживаться, в общем, классического определения.
- Любовь - привязанность и устремлённость к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии, не связанное с материальными и прочими выгодами от его проявления.
И начнем мы, как водится, со времен раннего Средневековья. Когда в Европе, что выполняла в те далекие времена роль захолустного медвежьего угла Ойкумены, германские племена только начинали строить свои "Варварские королевства". И нужно признать, что с браками по любви в те непростые времена все было не то чтобы очень хорошо.
Короткое лето, холодные зимы и крайне низкий уровень технологий того времени, делал даже простое выживание неочевидной задачей. И именно поэтому люди, населяющие Европу "темных веков", жили практически исключительно родами и общинами. Только сообща можно было одолеть природу своей новой родины и не превратиться в очередной вымерший поселок, двери домов которого тревожит только холодный зимний ветер, рыскающий между домов в поисках живых.
И совершенно понятно, что в таких условиях брак был в первую очередь не про любовь, а исключительно про выживание. И хотя женились в эти времена сравнительно поздно, редко раньше 18-19 лет, просто потому, что не было никакого смысла брать в род малолетнюю жену или мужа. Вопрос тут, в общем, стоял даже не в том, что подросток не способен вести хозяйство. Главное, что было вообще непонятно, доживет ли будущий супруг до того возраста, когда от него будет хоть какой-то толк.
И все же, несмотря на поздний возраст замужества, свадьбу обговаривали сильно заранее. Ведь брак - это не только про новую ячейку общества и продолжение рода, но и про союз двух разных семей, а может быть, даже и племен. Уже к 12-13 годам большинство выживших детей, были тем или иным образом в курсе кто на ком женится, когда придет срок. А все эти томления, влечения и бабочки в животе предполагалось к моменту заключения брака уже перерасти. Поэтому всякие глупости с этими вашими "люблю - не люблю" вообще никого не интересовали. Все это детские развлечения. Взрослым же и серьезным людям, заниматься этой ерундой просто некогда. Работать нужно.
И, казалось бы, на этом можно закончить историю про любовь и брак в раннем Средневековье. Вот только это даже еще не начало ее. Ведь даже во времена "темных веков" находились люди, считавшие брак с любимым человеком важнее выгоды, жизни и даже свободы.
Необходимо понимать, что во времена "Варварских королевств", принадлежность к определенному социальному статусу была чрезвычайно важна. От того, кем ты был в глазах общества: свободным франком, романизированным кельтом, литом или рабом, зависело вообще все. От твоих прав и обязанностей, до наказания, что последует, если тебя кто-то немного убьет.
И поэтому понижение статуса было недопустимо. Это было даже хуже смерти. Ну просто потому, что если ты умирал, то это, в общем, касалось только тебя. А если ты становился рабом, то рабами оставалась и твоя семья, и даже твои неродившиеся еще дети. И вот для того, чтобы жениться на рабе или рабыне и потерять вообще все, требовался чрезвычайно веский довод. Например, любовь.
- О XIV главе Салического закона
Если кто из свободных возьмёт замуж чужую рабыню, сам вместе с ней переходит в рабство. Об этой главе решено всеми, что если свободная женщина возьмёт какого-либо раба в мужья, не только она должна пребывать с этим рабом в рабстве, но даже все имущество, которым владеет, если она поделила его со своими родственниками, должно перейти к господину того раба, за которого она вышла замуж. (Салическая правда)
Судя по тому, что данной ситуации в Салической правде отвели целую главу, количество людей, готовых пойти против решения общины и прожить свою жизнь с тем человеком, который нравится ему, а не его семье, было довольно значительным. Ну просто потому, что если бы это было не так, то все бы спокойно решили старейшины на местном уровне, не тревожа короля всякой ерундой.
Кстати, с королями во времена раннего Средневековья случалось разное. Например, с молодым королем франков Хильпериком в году 563 от Рождества Христова случилась Фредегонда.
Совсем молодая девчонка из не сильно богатого и знатного рода, прибывшая ко двору франкского владыки в свите его первой жены Аудеверы оказалась настолько неотразимой, что у Хильперика не было, кажется, ни одного шанса. не влюбится.
Правитель и полководец, что своим тридцати годам прошел три войны и почитался своими менее удачными соседями за злобного медведя - людоеда, развелся с женой, рассорился с родственниками и соратниками, начал войну, потерял пять и захватил три города. И все потому, что кому-то не понравилась его любимая женщина.
Фредегонда, впрочем, не отставала от своего супруга, пройдясь настоящей косой смерти по Европе раннего Средневековья. Количество врагов ее супруга, погибших от ее козней, яда и подосланных убийц, превышало даже число павших от меча Хильперика. Любого, кто угрожал ее мужу или детям, Фредегонда считала законной целью. И ей было совершенно все равно, простолюдин это, аристократ, епископ или даже король.
И вот так, мечом, ядом и интригами. это крайне талантливая королевская чета почти тридцать лет объясняла окружающим, что им, в общем-то, плевать на их мнение и любить они будут того, кого хотят, а не того, кого велит королевский долг. Впрочем, счастливого конца у истории не получилось. Разменяв четвертый десяток, королева снова влюбилась в майордома франков Ландериха, и король Хильперик не пережил этого порыва страсти.
Понимая, что грозит ей и ее любимому человеку, Фредегонда стала действовать так же яростно и решительно, как и во времена своей молодости. И точно так же, как и в былые времена, ей было, в общем, все равно, кто угрожает ее счастью.
- Фредегонда же сказала ему, — не бойся, но послушай мой план, который нам надо исполнить, и мы не умрём. Если король вернётся к ночи, в конце дня охоты, домой, мы подошлём к нему убийцу и объявим, что его подстерёг и убил король Хильдеберт Австразийский. Когда наступила ночь, и король Хильперик вернулся с охоты, послала к нему Фредегунда опьянённых вином убийц, и, когда король сошёл с коня, и его обычные сопровождающие разошлись по их домам, убийцы вонзили своему королю в живот два ножа. Он же вскричал и умер. (Книга истории франков)
Одним словом, с браком по любви. В мрачные времена раннего Средневековья все было вполне неплохо. Несмотря на непростую жизнь, отвратительный климат и непререкаемый авторитет родителей и старейшин, все, от последнего общинника до короля, случалось, плевали на устои, правила и здравый смысл и делили остаток своей жизни на двоих с любимым человеком. Хотя, нужно признать, случалось это не то чтобы очень часто.
Ну ладно, с ранним Средневековьем худо-бедно разобрались. А что там с любовью и браком было дальше?
Ну, если говорить о крестьянстве, то на самом деле все обстояло примерно так же. С одной стороны, податное крестьянство классического Средневековья намного меньше зависело от старейшин, что решали, кто на ком будет жениться несколькими веками раньше. С другой стороны, феодальная система управления предполагала, что неразумному виллану будет кому указать, как и с кем жить дальше.
На самом деле, несмотря на закрепощение, в вопросе личной жизни для крестьянина мало что изменилось. Он по-прежнему работал, пока мог стоять на ногах. И семья для него была не отдушиной, позволяющей отдохнуть от тяжестей жестокого мира, а средством выживания. Поэтому, ища себе спутника жизни, на красоту и глубокий внутренний мир, внимания обращали совсем немного. Значительно больше ценились умение вести хозяйство, здоровье и привычка к физическому труду.
Но и во времена классического Средневековья, даже крепостные крестьяне, случалось, женились по большой любви. Об этом нам прямо говорят множество письменных источников: от церковных записей об отказе выходить замуж за "человека который противен", до огромного массива народного творчества. Например, "О свадьбе Метцы", не только довольно забавного, но и очень познавательного старогерманского стиха, в котором говориться о том, что коровы, земля, засеянная льном, и прочее приданное. Это, конечно, важно, но для женитьбы намного важнее пришелся ли тебе человек по сердцу
- Der jung maiger Bärschi
Hett ain lieb, hiesz Metzi.
Er waz ir als holt,
Daz er nach ir sterben wolt.
Si was im auch nit unwäg.
Wie ez umb die sach läg,
Sin bett wolt si nit eren,
Er muost ir bett e sweren,
Daz er ze e und och ze recht (Von Metzen hochzeit).
А вот у благородного сословия свободы в вопросе замужества стало заметно меньше. Уже к X веку в Европе начали складываться большие аристократические семейства, восходящие еще ко временам правления Карла Великого. И вот их дети свободы выбора были лишены начисто. Семья средневекового феодала являлась ровно таким же ресурсом для него, как и виноградники, податные крестьяне или оловянный рудник, найденный в соседских горах.
Любой человек, в котором текла хотя бы капля аристократической крови, должен был приносить семье пользу. И дети, входящие в возраст замужества, не были никаким исключением. Браки, союзы, взаимные договоры - именно так строилась большая политика средневековой Европы. И молодая незамужняя девушка была на этом поле крайне ценным инструментом. А если она еще была родственницей, пускай и дальней, правящего дома. А если была еще и красивой.
И снова, казалось бы, у несчастных новобрачных нет ни одного шанса стать счастливыми, выйдя замуж за любимого человека. Но. Всегда найдутся люди, которые принципиально презирали мнение двора, семьи и даже целого Королевского совета. Как король Германии Генрих II Святой, почти в одиночку отбивший свою королеву Кунигуду у друзей, двора, семьи и собственной матери в X веке от Рождества Христова.
Все эти прекрасные люди совершенно точно знали, что король должен жениться повторно, а Кунегуда тут вообще лишняя. Генрих, впрочем, посягательств на свою супругу, женился на которой по большой любви, не оценил и разогнал к чертям половину своего двора, а некоторых так и вовсе немного укоротил посредством палача и топора. Да, эта история породила в будущем множество проблем для королевской семьи и Генриха лично, но он, нужно сказать, не сомнивался он ни минуты.
Ну и, конечно, невозможно не вспомнить историю младшей сестры Алианоры Аквитанской Петрониллы и Рауля I, что трудился в должности сенешаля французского короля.
К моменту их встречи Раулю было далеко за тридцать, и при дворе короля Людовика он считался, пожалуй, самым разумным политиком и крайне талантливым полководцем. Его жена, любимая дочь Тибо Шампанского, третьего по могуществу герцога Франции, была, как говорят, хороша собой. земли его были богаты, а придворные искали его дружбы. И жизнь, казалось бы, уже удалась. Но это только казалось.
В июне года 1131 ко двору короля Франции прибыла его супруга Алианора, герцогиня Аквитанская, со своей сестрой, которой тогда едва исполнилось шестнадцать. И матерый волчара, ливший кровь реками и точно знающий, с кем и против кого надо дружить, увидел эту, в общем, как говорят, не очень красивую девчонку и погиб.
С самого начала было ясно, что ничего хорошего из этой истории не выйдет. Алианору и ее родственников французский двор не принял. Да и Аквитанская герцогиня платила северянам той же монетой. В Париже у нее не было друзей и союзников. Слишком многим не нравилось, что с новой королевой придется делиться самым ценным ресурсом при дворе - влиянием на короля. В это время просто дружеская симпатия к кому-то из аквитанской свиты Алианоры могла выйти сильно боком, не говоря уже о романе или чем-то большем.
Впрочем, это не остановило ни Рауля, ни его избранницу. Королевский сенешаль развелся с женой, обидев при этом половину Франции и поимев полноценное военное вторжение в свои земли от оскорбленного отца своей бывшей супруги, женился на Петронилле, немедленно получив отлучение от церкви, поругался с Людовиком и всеми родственниками, но от своего не отступился. Король, к его чести, быстро остыл и не бросил своего Рауля на произвол судьбы, решив, вероятно, что он, конечно, идиот, но разбрасываться друзьями детства - идея не самая лучшая.
В-общем, результатом большой и чистой любви стал не только десятилетний брак и полдюжины детей, но и полноценная война Людовика с одним из своих могущественнейших вассалов. В войне этой, кстати, погибло несколько сотен только поименованных рыцарей. Не говоря уже о всякой пехоте набранной и простолюдинов.
И вот таких вот историй, частью правдивых, частью легендарных, мы встречаем на страницах дошедших до нас источников в великом множестве. И понятно, что не все они происходили в реальности. Многое из дошедшего до нас - это легенды, слухи, фантазии, а иногда и вовсе сплетни, красиво переложенные на музыку заезжими менестрелями. Но совершенно точно можно сказать одно. С браком по любви во времена Средневековья было все в порядке.
Несмотря на климат, родителей, церковь, друзей, врагов и короля лично, всегда находились люди, которым было плевать на условности и традиции. Готовые рискнуть и пускай даже проиграть. Но проиграть на своих условиях.
Хотя нужно признать, что таких людей было, конечно же, немного. Большинство вполне устраивали сложившиеся многовековые традиции. В конце концов, любому нормальному человеку в средние века было понятно, что брак - это вообще не про любовь. Тут выживать изо всех сил нужно, а не глупостями заниматься. А если кому любви хочется, то аристократы для этого куртуазность придумали и культ Прекрасной Дамы.
Крестьяне же, так и вовсе заморачиваться по этому поводу не стали и обходились всё Средневековье весьма гибкой моралью, позволяющей очень многое из того, что церковь изо всех сил не одобряла, а кое-что так и вовсе считала грехом.
Впрочем, про грехи, церковь и ее роль в жизни средневекового человека, мы поговорим уже в следующий раз. Ведь это уже совсем другая история.