Найти тему
Порцелиновый фан

Художники ЛФЗ. Аквилонова Инна Сергеевна (1930-2008).

Та ниша в эстетике, которую занимает Инна Сергеевна Аквилонова, находится на грани между РЕАЛИЗМОМ, АБСТРАКЦИЕЙ и МИНИМАЛИЗМОМ. Художников-станковистов, придерживающихся в творчестве подобного стиля, было и есть достаточно много, а вот тех, кто бы так работал в керамике - единицы.

В 1949-м году она окончила среднюю школу и поступила в ЛВХПУ (бывшее Училище технического рисования барона Штиглица) по специальности "Архитектурно-художественная керамика". Росписи фарфора училась у Фрезе В.Ф. и Кирилловой М.П.

По окончании училища в 1956-м году получила специальность художника декоративно-прикладного искусства.

Скульптурная группа "Во имя жизни". 1959. Здесь И.С. Аквилонова выступает только как автор росписи, которая не является для данной скульптурной группы важнейшим декоративным элементом.  Авторы форм Гендельман Е.А. и Черницкий А.Н..
Скульптурная группа "Во имя жизни". 1959. Здесь И.С. Аквилонова выступает только как автор росписи, которая не является для данной скульптурной группы важнейшим декоративным элементом. Авторы форм Гендельман Е.А. и Черницкий А.Н..

По приглашению тогдашнего главного художника предприятия М.Н. Моха с августа 1957-го года И.С. Аквилонова пришла на ЛФЗ художником в художественной лаборатории. Собственно, вся концепция лаборатории строится на том, что туда должны вливаться те художники, что могут дать "свежую кровь" заводу: новые виденья росписи, формы... творцы, не боящиеся экспериментов. Именно такой и была героиня данной статьи. Она расписывала посуду в подглазурной и надглазурной техниках, создавала формы ваз и других предметов.

Ваза "Яблоки". 1963.  Автор формы и росписи Аквилонова И.С. Фарфор, роспись подглазурная полихромная. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".
Ваза "Яблоки". 1963. Автор формы и росписи Аквилонова И.С. Фарфор, роспись подглазурная полихромная. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".

Конец 1950-х - начало 1960-х годов. В СССР, с точки зрения творческой самореализации художника, это были наиболее "свободные" годы: все модернистские направления (не только МИНИМАЛИЗМ!) ранее бывшие под негласным запретом, не только ожили, но и активно развивались (вплоть до НОНКОНФОРМИЗМА).

В галерее ниже представлены предметы чайно-кофейного сервиза "Утренние лепестки" (1960). К сожалению, в музее-усадьбе Кусково, где хранится данный комплект, корпусные предметы не были сфотографированы в собранном виде (с крышками). Надеюсь, любителям фарфора хорошо известен фасон "Капля", и они смогут довообразить, как выглядят те же предметы с крышками. Смотрим...

Сервиз "Розовый" 1962. Здесь роспись концептуально аналогична росписи "Вечер": нарисован куст с обозначенной веткой, листиком и цветком (в "Вечере" была ягода). По виду - роза или шиповник. Автор яркой модернисткой формы - Семёнов В.Л.

"Набор для фруктов". 1960. Набор тарелок своеобразной формы - что-то среднее между треугольником и кругом. Точнее, форма стремится к равностороннему треугольнику, но с сильно смягчёнными, закруглёнными углами. Рисунок очень модернистский. Чёрно-серый. Я в нём вижу перья - либо вороньи, либо голубиные. Что это означает, в чём смысл - лично мне совершенно непонятно.

По манере росписи и технике исполнения, по пристрастию к блюдам и вазам, по стремлению создавать вазы и как скульптор, и как художник, из коллег она была наиболее близка к В.М. Городницкому. Это не означает, что они дружили или как-то взаимодействовали.

В галерее ниже представлены предметы в рисунках, характерных для середины 1960-х годов. Опять-таки, это больше относится к художникам-станковистам.

Графины "Архитектурный" (высокий и низкий). Здесь мы видим НЕОКОНСТРУКТИВИЗМ второй половины "шестидесятых", причём как в форме, так и в росписи. И форму, и роспись разработала И.С. Аквилонова. Но в дальнейшем в подобной эстетике Аквилонова не работала.

В галерее ниже представлены вазы, блюдо и графин "юбилейного" 1967-го года. Все формы создала также Инна Сергеевна. Всё в той же эстетике неоконструктивизма. А вот росписи... Геометрические рисунки ей явно не были близки. Роспись ручная, быстрая - в виде пышного цветения неких абстрактных цветов. Основной колеры - пурпурный, красный, розовый. В следующей галерее представлены графины с крышкой (а по факту - вазы) в зелёной росписи.

В краткой биографии И.С. Аквилоновой, которую предоставил Эрмитаж, в частности сказано, что она уволилась с ЛФЗ в 1969-м году якобы "по семейным обстоятельствам". Однако эти "обстоятельства" не помешали ей потом долгое время преподавать в ЛВХПУ имени В.И. Мухиной (с 1975-го И.С. Аквилонова - доцент кафедры живописи). А в ЛФЗ с тех пор она работала по договорам: её работы выходили и в "семидесятых", и даже в "девяностых" годах. Причём все эти работы были выполнены в узнаваемой стилистике, неизменной с "шестидесятых".

Композиция "Радость" ("Осень золотая"). 1982.

Композиция "Посвящение". 1990.

В статьях канала "Порцелиновый фан" не раз и не два отмечалось, как резко изменилась эстетика ЛФЗ в начале "семидесятых". И связано это было прежде всего с усталостью потребителей от экспериментальной посуды. Поскольку ЛФЗ - это предприятие, работающее "на рынок", многие художники, из представителей "нового искусства", прогремевшие в "шестидесятых", в "семидесятые" вынуждены были подстраиваться под запросы публики. Но, по-видимому, И.С. Аквилонова не согласилась пойти по пути отказа от собственного стиля, от той эстетики, которую сама выработала и которой придерживалась, в угоду модной декоративности, воцарившейся в те годы в ЛФЗ. Это говорит о несгибаемом характере художника.

Стенд работ И.С. Аквилоновой из "Музея авторского фарфора" ("Музея фарфора и шахмат"). Санкт-Петербург, 2016.
Стенд работ И.С. Аквилоновой из "Музея авторского фарфора" ("Музея фарфора и шахмат"). Санкт-Петербург, 2016.

И.С. Аквилонова о фарфоре: "В моём понимании - это материал необыкновенно тонкий, позволяющий выразить нюансы чувств, поэтичный и выразительный. В синтезе пластики фарфора с подглазурной росписью наиболее полно, как мне кажется, выражается специфика фарфора. Я особенно люблю сочетание подглазурной и мазковой надглазурной) техники росписи, где мазок не самоцель, а средство выражения живого и трепетного чувства."

Всем фарфороголикам - кому интересен фарфор! Не как материал, не как, собственно, посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.

P.S. Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". Если интересно - записывайтесь. В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать материалы с Дзена, но и рассказывать что-то новое. Всего доброго!