Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Мутанты против фермеров: советский фантастический триллер, о котором мало кто помнит

Картина «День гнева» вышла в 1985 году и тогда же её посмотрели почти 11 миллионов зрителей, и это очень неплохой результат. Однако довольно быстро фильм начали забывать, хотя режиссёр Суламбек Мамилов, поставивший его, считал эту работу главной в своей жизни. Считается, кстати, что

«День гнева» — первый советский фантастический триллер,

хотя, наверное, с этим утверждением можно и поспорить. В основе сюжета одноимённый рассказ писателя-фантаста Севера Гансовского о существах, полузверях-полулюдях, которых создали в таинственной биолаборатории.

Кадр из фильма  «День гнева»
Кадр из фильма «День гнева»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Сценарист Александр Лапшин, написавший сценарий, позаимствовал из рассказа основную сюжетную линию, но кое-что добавил и от себя, отказавшись от части эпизодов, имеющихся в рассказе. Тут сразу оговорюсь, что не причисляю себя к фанатам фантастики и о писателе Севере Гансовском узнала, только посмотрев фильм. Рассказ «День гнева» я прочитала, фильм от него действительно отличается, и ниже я буду говорить в основном о том, чтобы было на экране, а не в книге.

И Александр Лапшин, и режиссёр Суламбек Мамилов были авторами разносторонними и работали в разных жанрах, но с фантастикой прежде не сталкивались.

Для обоих «День гнева» — это в определённом смысле проба пера: будучи уже довольно известными кинематографистами, они шагнули на новую территорию. Однако этот опыт так и остался для них единственным: больше ни Александр Лапшин, ни Суламбек Мамилов к фантастике не обращались.

Итак, журналист Дональд Бетли, профессионал и отличный семьянин, добивается разрешения попасть в некий заповедник, куда мало кого пускают. Там он знакомится с хмурым и неразговорчивым лесничим Меллером, который становится его проводником.

И вроде бы вокруг всё прекрасно: великолепная природа, леса, горы, чистейшее небо. Но как-то подозрительно тихо в этом мире, и лишь изредка тишину нарушают странные нечеловеческие и пугающие звуки.

Со временем тайна раскрывается: раньше тут жили счастливые люди, растившие детей и возделывавшие плодородную землю. Но потом некий профессор Фидлер организовал научную лабораторию, где проводились чудовищные эксперименты по созданию новых людей (в рассказе есть намёк, что это делалось с помощью радиации). Это полулюди-полузвери, которых называют отарками, обладают уникальным интеллектом, им легко даётся математика и иностранные языки, но они напрочь лишены морали (в книге отарки даже не прочь сожрать человека или своего соплеменника). Отарки в заповеднике действуют безнаказанно, похищают детей, и местные жители давно перестали сопротивляться из-за страха быть уничтоженными. Дело в том, что лаборатория закрылась, сам Фидлер уехал, а отарки разбежались по окрестностям.

Дональд Бетли решает снять разоблачительный репортаж и при помощи Меллера проникает в заброшенную лабораторию. Но там всё идёт не по плану.

Дальше рассказывать не буду, чтобы не было спойлеров. Но могу сказать, что финал на экране отличается от книжного.

Кадр из фильма. Юозас Будрайтис
Кадр из фильма. Юозас Будрайтис

На роль журналиста Дональда Бетли утвердили Юозаса Будрайтиса. Но, как обычно, потребовалось найти актёра для переозвучки: у Будрайтиса, как у большинства его прибалтийских коллег, выраженный акцент. Голос его персонажу дал Аристарх Ливанов.

Кадр из фильма. Юозас Будрайтис
Кадр из фильма. Юозас Будрайтис

И тут любопытны два момента. Во-первых, в некоторых ракурсах можно найти внешнее сходство между артистами, а во-вторых, Аристарх Ливанов чуть позже сам сыграет журналиста, проникающего в секретную лабораторию, в детективе 1987 года «Человек, который брал интервью» (тут никакой фантастики, напротив, у фильма вполне реальная подоплёка).

Кадр из фильма. Алексей Петренко
Кадр из фильма. Алексей Петренко

Немногословного, зато отважного и метко стреляющего Меллера сыграл Алексей Петренко. Позднее Суламбек Мамилов рассказывал, что Петренко иногда своевольничал на площадке, например, придумал, что его герой будет курить трубку и даже привёз её с собой. Несмотря на то, что эта деталь режиссёра раздражала, он всё же согласился, а потом признал, что задумка была удачной и Меллер с трубкой выглядит органично.

Кадр из фильма. Анатооий Иванов
Кадр из фильма. Анатооий Иванов

Зловещего профессора Фидлера сыграл Анатолий Иванов, которого Суламбек Мамилов снимет и в во всех последующих фильмах, в роли фермера Стенглика, у которого Бетли и Меллер остановились на ночёвку, — Константин Захарченко. Остальные персонажи в книге не фигурируют, авторы их ввели по собственному замыслу.

Кадр из фильма. Владимир Ивашов
Кадр из фильма. Владимир Ивашов

Вертолётчиком Кастом, доставившим Бетли в заповедник, стал Владимир Ивашов, а его жене Светлане Светличной досталась безмолвная роль некогда самой счастливой женщины, жизнь которой разбили отарки.

Кадр из фильма. Гражина Байкштите
Кадр из фильма. Гражина Байкштите

Второстепенную роль жены Бетли получила Гражина Байкштите, в роли дочери Стенглика — юная актриса Марьяна Полтева. Также ищите в кадре Евгения Дворжецкого, Паула Буткевича, Вадима Захарченко, Павла Махотина (с голосом Александра Белявского). А вот монстров-отарков в кадре не ищите, потому что их не показали. Но голоса чудовищ в ленте есть, и безэмоционально-пугающе говорит за них Алексей Сафонов.

Крошечную роль журналистки получила непрофессиональная актриса манекенщица Эльвира Зубкова. Она же эффектная соблазнительница Пилар из знаменитого политического детектива «ТАСС уполномочен заявить» (1984).

Кадр из фильма. Константин Захарченко, Алексей Петренко, Эльвира Зубкова
Кадр из фильма. Константин Захарченко, Алексей Петренко, Эльвира Зубкова

Снимали «День гнева» в Крыму. Живописные ущелья и перелески прекрасно изобразили заповедник, а в Севастополе нашли локацию, изобразившую покинутую учёными лабораторию. Её роль сыграла 35-я береговая батарея, возведённая ещё в начале века и интенсивно использовавшаяся во время обороны города в Великую Отечественную войну.

Кадр из фильма. Юозас Будрайтис и Алексей Петренко
Кадр из фильма. Юозас Будрайтис и Алексей Петренко

Зрителям «День гнева» представили осенью 1985 года. Мнения о нём были полярными (а таковыми остаются и сейчас).

Аудитория критиковала авторов за привнесённую идеологичность, которой в книге нет, эпизоды с семьёй Бетли и похищением ради странного медицинского обследования, которые действительно непонятно к чему.

С другой стороны, на экране больше интриги и психологического напряжения, поскольку Бетли изначально не знает о происходящем в заповеднике и не понимает, почему ему неспокойно (у Гансовского он изначально всё знает и оказывается тут целенаправленно). К созданию такой атмосферы режиссёр и стремился, и надо согласиться с тем, что ему это удалось.

Несмотря на то, что встречен «День гнева» был неплохо, он быстро исчез из поля зрения. Сейчас это раритет и даже не все поклонники кинофантастики о нём знают. От себя могу добавить, что

к минусам фильма отнесла бы скоротечность второй половины. Было ощущение некоторой скомканности и торопливости,

как и в случае с «Петлёй Ориона» (1980): как будто дали сигнал, что пора заканчивать, и режиссёр в 20 минут попытался впихнуть очень многое. А вот ощущения затянутости у меня как раз не возникло, напротив, неспешное нагнетание ситуации, акцент на том, что внешне ничего не происходит, но на каком-то подсознательном, первобытном уровне Бетли погружается в ужас, захватывало. В общем, картина довольно любопытная, хоть и иногда встречаются резко отрицательные отзывы о ней. К просмотру рекомендую.

Режиссёр Суламбек Мамилов за «День гнева» получил приз на португальском кинофестивале научно-фантастических фильмов, где отметили гуманность сюжета. А сам режиссёр, ещё только начиная съёмки, говорил:

«Мой новый, по жанру фантастический фильм — о моральной ответственности учёного за свои открытия».

И эта тема по-прежнему актуальна и сейчас, в новом веке.

А вы любите фантастику? Вам знакомы произведения Севера Гансовского?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-10

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: