Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Советский фильм, у которого есть финал, но нет точки

Сняв «Весну на Заречной улице» (1956), «Два Фёдора» (1958) и «Заставу Ильича» (1964), режиссёр Марлен Хуциев задумался об эпохальной картине о Пушкине. Но, собирая материал, делая наброски к сценарию, пытаясь определить собственное отношение к поэту и времени, он решил снять ещё одну картину о современниках, своего рода продолжение «Заставы Ильича». Если там герои были двадцатилетними (собственно, в первом варианте фильм и назывался «Мне двадцать лет»), то

в новой истории речь шла о людях повзрослевших, тридцатилетних, для которых наступила пора пересмотреть идеалы юности и увидеть мир иным, чем казалось прежде.

В соавторстве с драматургом Анатолием Гребнёвым (кстати, сценаристом «Дикой собаки динго») Хуциев написал сценарий к фильму «Июльский дождь». Наряду с «Заставой Ильича» он тоже стал символом оттепельного кино.

Кадр из фильма «Июльский дождь»
Кадр из фильма «Июльский дождь»

Хуциев решил, что главной в ленте будет героиня. Это девушка, по его характеристике, - человек сложный, «с серьёзными запросами и требованиями к себе и другим». Она как раз переживает тот самый момент перелома, когда прежние оценки действительности уже не вызывают доверия. Героине предстоит посмотреть на любимого человека и его друзей в новом свете, но, оказывается, теперь уже они не так идеальны.

На роль девушки режиссёр пригласил актрисы театра Ермоловой Евгению Уралову.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

Широкому зрителю Евгения знакома не была, Хуциев фактически открыл ей дорогу в кино (в 1959 году Уралова сыграла небольшую роль в фильме «Повесть о молодожёнах», но она прошла незамеченной). Эффектная, яркая, с волнующим низким голосом, Евгения безупречно вжилась в образ и буквально влюбила в себя аудиторию.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

Партнёрами Евгении стали уже популярный Александр Белявский, сыгравший её жениха, Юрий Визбор (и его роль с песнями – несомненное украшение ленты), Александр Митта, Валентина Шарыкина, Алла Покровская. Я прочитала любопытное наблюдение: в одной сцене героиня Покровской жалуется по телефону, что не может уложить Мишеньку. Уж не на шабутного ли с детства Михаила Ефремова здесь намёк?

Герои «Июльского дождя» существуют в какой-то особой атмосфере. И не зря здесь проводят аналогии с французской «новой волной»:

у Хуциева на экране всё не просто символично, но и гармонично: и реплики, и жесты, и пейзажи, и даже шумы.

Кстати, романтической, и в то же время немного философской эстетике картина во многом обязана оператору Герману Лаврову. «Заставу Ильича» снимала Маргарита Пилихина, уникальная женщина-кинооператор, но к новой работе Хуциев привлёк Лаврова, который прежде поработал с Михаилом Роммом на картинах «Девять дней одного года» (1961) и «Обыкновенный фашизм» (1961). Конечно же, взгляд Лаврова отличался от взгляда Пилихиной и, конечно же, в «Июльском дожде» Москва выглядит иной.

Фото со съёмок. Оператор Герман Лавров
Фото со съёмок. Оператор Герман Лавров

Результат полуторачасовой рефлексии героини (хотя по сюжету проходит полгода) – расставание главных героев. При том, что в начале они смотрелись и даже существовали как пара идеальная, как мужчина и женщина, безупречно дополняющие друг друга. Пересмотр ценностей внутри себя, копание в собственном мироощущении, привели героиню к такому решению. Возможно, неожиданному и для того времени вызывающему, но комфортному для неё.

Последние реплики, по признанию авторов, должны были не подводить итог, а обозначать перспективу и призывать зрителей к размышлению. Да и сам Хуциев говорил, что у этого фильма «есть финал, но нет точки».
Фото со съёмок. Это самая первая съёмка, и Марлен Хуциев готовится разбить бутылку шампанского на счастье
Фото со съёмок. Это самая первая съёмка, и Марлен Хуциев готовится разбить бутылку шампанского на счастье

От себя лично могу добавить, что впервые увидела и «Заставу Ильича», и «Июльский дождь» в подростковом возрасте. Тогда мне, обуреваемой юношеским максимализмом, не слишком были понятны замысловатые рассуждения, какое-то чрезмерное самокопание, попытки выискать в очевидном новый подтекст и смысл. Но с возрастом я, как и героиня фильма, всё это переоценила.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

В заключение напомню, что цензоры фильм встретили без энтузиазма, прокат у него был ограничен, на Хуциева обрушились тонны критики.

Лишь в восьмидесятые «Июльский дождь» пережил второе рождение,

и, на мой взгляд, это не только история из жизни, но и действительно визуально красивый фильм (спасибо Герману Лаврову).

А как вы считаете, герои «Заставы Ильича» действительно могли превратиться в героев «Июльского дождя»?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
-7