Научно-фантастический фильм «Петля Ориона» вышел в 1980 году. Идея в нём заложена была крайне интересная и в чём-то даже провидческая, а сценарий написал легендарный космонавт Алексей Леонов. Но, увы, картина не только не стала хитом, но и была раскритикована и почти сразу забылась.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
В семидесятые годы в советской кинофантастике лидером был режиссёр Ричард Викторов, снявший несколько лент о покорении космоса, которые сегодня числятся классическими. Но
сценарий Алексея Леонова, где обсуждалась тема внеземного разума, отправился не на центральные киностудии, а в Одессу.
Там работал Василий Левин, который в 1975 году снял телефильм по мотивам романа Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой». Экранизация, получившая название «Капитан Немо», мгновенно полюбилась зрителям и сейчас её тоже называют одним из лучших примеров советского фантастического кино. А ещё
Алексея Леонова и Василия Левина роднило увлечение живописью: оба неплохо рисовали, тяготея к романтике.
Леонову сценарий помог доработать сценарист Валентин Селиванов, в активе которого тоже уже была фантастика — сценарий ленты «Большое космическое путешествие» (1974). Съёмки стартовали в 1979 году.
Василий Левин на главные роли пригласил актёров не слишком известных, но опытных. Командира корабля, отправившегося изучать загадочную петлю Ориона, сыграл Леонид Бакштаев, молодым энергичным бортинженером стал Анатолий Матешко, а роль кибернетика, создателя компьютерного интеллекта, отдали Виталию Дорошенко.
Отдельно отмечу Геннадия Шкуратова, который тогда был артистом начинающим.
Он предстал в образе члена экипажа Августа, ставшего жертвой экспериментов того самого загадочного внеземного разума.
Для Геннадия это было всего лишь третье появление в кино, но любопытно, что начал он карьеру тоже с роли в фантастике, фильме «Под созвездием Близнецов» (1978). В экипаже была и женщина: врач Маша Дементьева, которую изобразили Людмила Смородина.
Сюжет фильма вкратце таков. На космических кораблях, изучающих дальние миры, начинают происходить странности: люди заболевают психическими заболеваниями (к счастью, обратимыми). Для изучения этих полумистических явлений посылают советский космический корабль «Фаэтон». Специалисты, летящие на нём, пытаются изучить петлю Ориона, но сталкиваются с необъяснимым (поначалу. Потом всё кое-как проясняется).
Сразу скажу, что фильм посмотреть можно, он не так ужасен, как иной раз о нём пишут. Здесь много небанальных придумок, сюжетных линий и новаторских гипотез.
Например, у каждого члена экипажа есть двойник-андроид, способный выдерживать экстремальные условия, своего рода аватар.
В фильме всплывает многовековая легенда о десятой планете Солнечной системы Фаэтоне, обсуждается возможность заражения инопланетными вирусами, проводятся эксперименты с передачей мысли (и, похоже, даже с перезагрузкой памяти).
В ленте появляются представители иного мира, выглядящие точь-в-точь как люди, но в виде голограмм
(их сыграли Гиви Тохадзе, часто снимавшийся у Василия Левина, Елена Кокалевская, в будущем Тонунц, которая появится и в следующей ленте Левина, драме «Искушение Дон Жуана» (1985), и Лия Элиава).
Эти голограммы умеют сжимать колоссальные объёмы информации для загрузки в мозг,
но человек не способен это воспринять, из-за чего у него и повреждается психика.
В «Петле Ориона» упоминают даже о нейтрино и реликтовом излучении, тогда темах малоизученных!
В общем, из всего этого можно было бы сделать совершенно уникальную, возможно, даже революционную фантастическую историю, если бы не два «но».
Во-первых,
все герои оказались плоскими, лишёнными внутренней драмы, отчасти какими-то роботизированными
(я сейчас имею в виду космонавтов, а не роботов-двойников). И зрители, и критики сразу после выхода «Петля Ориона» бросились сравнивать её с конкурентом — картиной «Через тернии к звёздам» Викторова, вышедшей в том же году. И сравнение было не в пользу «Петли Ориона» как раз потому, что персонажи тут крайне слабы, за ними нет ни характеров, ни историй, ни душ.
Во-вторых,
«Петле Ориона» попросту не хватило времени, из-за этого многие сюжетные линии идут пунктирно, ни с того ни с сего возникают и обрываются.
Местами кажется, что пропущен какой-то отрывок, появляются необъяснимые несостыковки, действие выглядит рваным. А финал и вовсе катастрофичен и нелеп в плане драматургии и каких бы то ни было объяснений. У меня сложилось ощущение, что Василию Левину просто сказали: «Стоп, остановиться здесь!», и ему пришлось действительно резко остановиться на полном ходу. Если бы это был многосерийный (хотя бы двухсерийный) телефильм, наверняка бы его встретили более тепло.
Не спасли «Петлю Ориона» и громкие имена: в прологе выступили сам Алексей Леонов, космонавт Виталий Севастьянов, физик и директор Института космических исследований АН СССР Роальд Сагдеев, астрофизики Иосиф Шкловский и Николай Кардашёв. Все они также были консультантами и странно, что участие таких знаменитостей не оправдалось.
Сейчас о «Петле Ориона» помнят лишь самые верные поклонники советского кино и советской кинофантастики. Фильм признан откровенной неудачей и забыт. Но познакомиться с ним можно. Хотя бы ради того, чтобы поразмыслить над тезисом, высказанным в начале ленты Виталием Севастьяновым о том, что
человек, не познав природу собственной планеты, да и самого себя не познав в полной мере, решил вдруг проникать в новые, неизвестные миры и пытаться что-то искать там.
И напоследок любопытный факт. Музыку написал Александр Зацепин, сотрудничавший с Василием Левиным на съёмках «Капитана Немо». Точнее, не совсем написал, а позаимствовал у самого себя. Подобное через несколько лет сделает композитор Виктор Лебедев, который свою же тему из мелодрамы «Дневник директора школы» (1975) превратит в шлягер, украсивший сагу «Гардемарины, вперёд!» (1987) (об этой истории читайте здесь).
А вы смотрели «Петлю Ориона»? Вам фильм понравился или вы тоже считаете, что это провал?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке: