Найти тему

Формула успеха Елены Долматовой

В жизни школы поселка Биофабрика произошли серьезные изменения — она обрела нового директора. Около двух недель назад в должность вступила Елена Долматова.

— Елена Андреевна, большую часть времени вы работали в высших учебных заведениях и вдруг школа...

— Учителем я мечтала стать с детства, хотя в моей семье педагогов не было. Первое мое высшее образование — истфак нашего тогда еще педагогического института. Мне всегда везло на хороших педагогов: в орловской школе № 33 — учитель начальных классов Галина Ивановна Левина, в старших классах — преподаватель французского языка и классный руководитель Галина Васильевна Глушкова. Повезло с педагогами и в вузе. Словом, на всех этапах это были люди, не только обладающие прекрасными знаниями, талантливые учителя, но и достойный пример для подражания. Они-то и заложили мне любовь к педагогической профессии. Общение с ними определило весь мой дальнейший жизненный путь.
Что касается работы в школе, то я не однократно предпринимала попытки перейти сюда из вуза, но все время что-то не складывалось. Теперь стало понятно, что всему свое время.

— Часто вновь назначенный руководитель с первых шагов пытается внести какие-то изменения. Как вы относитесь к такой практике?

— Перемены — вопрос деликатный… Если бы эта школа была для меня родной, если бы я здесь дольше работала, то вероятно какие-то мысли и появились бы. Но пока я здесь человек новый. Конечно, я понимаю общее направление развития образования, но менять все и сразу — это неправильно, да и не нужно. Сначала надо во всем разобраться. 
Кстати, первыми, с кем я познакомилась поближе — выпускники прошлых лет, они оказались очень открытыми и охотно пошли на контакт. Рассказали, что очень благодарны школе, учителям. Это приятно. Значит, школа состоялась, коллектив сложился, появились традиции, ведь не одно поколение жителей получало здесь знания, и если бы что-то было не так, то своих детей, внуков, правнуков они бы сюда не отдали. 
Нельзя забывать и о том, что школа — это живой организм, и насколько он будет жизнеспособным, зависит от каждого из нас. Поэтому моя задача — сохранить коллектив, сберечь традиции, а также вести работу в плане индивидуальной образовательной траектории. Согласна, звучит довольно сухо, на деле же — это создание условий для того, чтобы каждый педагог получил возможность раскрыться, развиваться в своем направлении. Кроме того, моя задача как руководителя еще и в том, чтобы все в коллективе четко понимали, для чего мы здесь и что нам по пути.

— А как вы оцениваете техническое оснащение вверенного вам учебного заведения?

— Современное оснащение ни в какое сравнение не идет с тем, что представляла собой школа 10–15 лет назад. Многое удалось изменить благодаря, в том числе, и национальным проектам, открытию центров «Точка роста». Когда сегодня дети видят новые лаборатории, оборудованные всем необходимым, у них глаза загораются, они совсем по-другому относятся и к школе, и к образовательному процессу в целом. Сегодня ребенок получает уникальную возможность во время обучения в школе определиться если не с будущей профессией, то хотя бы со сферой своих интересов. Это дорогого стоит, так как исключает ошибку, экономит время и силы. Поэтому те, кто выпустился несколько лет назад, искренне сожалеют, что они были лишены таких возможностей. 
Конечно, в школе и раньше была профориентация, но потом мы об этом несколько подзабыли, а сейчас идет активное возрождение. Назову хотя бы цикл профориентационных занятий «Россия — мои горизонты». Он ориентирован на учеников 6–11 классов и нацелен на формирование у школьников готовности к профессиональному самоопределению. Это не просто теория: определившись, ребенок переходит в кабинет, в котором оборудована лаборатория со всем необходимым, тем самым он получает возможность постигать азы профессии, соединяя теорию с практикой.

— Но на каком бы высоком уровне ни было техническое оснащение, роль учителя по-прежнему остается значимой?

— Важно, чтобы учитель был способен достучаться до каждого ученика, помочь ему понять себя. Ведь даже самые талантливые дети порой не способны сами раскрыться, не всегда могут стать инициаторами своего участия в чем-то. Вот здесь и необходимы талант, опыт, интуиция педагога. Мы должны уметь зажигать те самые звездочки! Да, базовые знания, кругозор — все это важно и необходимо, но направить воспитанников туда, где они смогут стать полезными, первыми, лучшими — это талант! Поэтому и говорят: учить могут многие, а научить — далеко не все.

— Как ваша семья отнеслась к тому, что свободного времени у вас станет еще меньше?

— Мои уже привыкли, что я отвечаю не только за себя, но и за коллектив. Даже когда я работала в вузе со студентами, вроде они уже взрослые, но все равно это не снимает с тебя ответственности. А в школе, помимо коллектива, учеников, есть еще и родители… Зон ответственности больше. Что касается родителей, то здесь важно не упустить момент, чтобы они своевременно получали тревожные сигналы. Ведь это классика — о своих успехах ребенок дома рассказывает охотно, а вот о неудачах, скорее всего, утаит.

— Елена Андреевна, каким же должен быть хороший руководитель?

— В первую очередь, он должен душой болеть за свое дело. Знаю по себе, это очень непростая задача, когда предстоит разделить личную жизнь и работу. Наверное, выбор упростится только в случае, если работа и есть жизнь. А еще я понимаю, что никогда не смогу работать без души — мне необходим элемент творчества, видеть не только цель, но и определить путь, как ее достичь, начать движение. Ведь в большинстве своем готовых схем решений просто не существует. Но от этого только интересней.

— Судя по вашим ответам, коллективу школы определенно повезло с директором…

— Пока рано делать выводы. Как все сложится, покажет время. Сейчас я уверена, что я здесь надолго.

Источник тут