Петр Иванович Багратион, которого прозвали "львом русской армии", к 1800 г. построил блестящую карьеру в рядах российской армии. К моменту встречи с будущей женой, он уже был в чине генерал-майора. В боях он проявил себя хладнокровным и решительным военачальником, но не смог проявить эти качества в делах сердечных. Виновницей его терзаний стала Екатерина Скавронская.
Дочь графа Павла Мартыновича Скавронского, посланника в Неаполе и Екатерины Васильевны Энгельгардт, племянницы и одновременно фаворитки светлейшего князя Григория Потемкина. За этой 18-летней голубоглазой красавицей, при дворе утвердилась дурная слава кокетки. Екатерина была обольстительницей, имея пристрастие к полупрозрачным платьям, она шокировала не только русский двор но и Европу, ее прозвали "обнаженным ангелом" и "белой кошкой". Поначалу Петр Багратион сторонился этой роскошной и чрезмерно раскрепощенной женщины, к своим 35 годам, он понял, что нуждается в тихой, терпеливой и скромной супруге. Той, которая сможет жить с мужем военным. Он понимал, что Скавронская явно не подходит под такую кандидатуру. Но Екатерина Павловна была иного мнения, она самолично взялась завоевывать благосклонность именитого генерал-майора.
На одном из балов она подошла к Багратиону и сказала, что храброму воину не к лицу избегать женщин. Он был сражен ее дерзостью и со всей страстью окунулся в роман с юной кокеткой. Екатерина же, поняв, что теперь к ее ногам пал даже прославленный полководец, быстро утратила к нему интерес дав понять, что больше не нуждается в чувствах своего поклонника.
Слухи о сердечной ране своего приближенного дошли и до императора Павла I. И тот взялся помочь Багратиону по своему: он приказал Петру Ивановичу задержаться после дежурства, а Екатерине Васильевне прибыть ко двору с дочерью, которая должна быть одета в венчальное платье. Зная о экстравагантных выходках императора, никто не озадачился его приказом. Сам Павел I, таким образом хотел наградить храброго воина за его верную службу, преподнеся красавицу Екатерину в качестве приза, но император даже не догадывался на что обрекает Багратиона. Павел лично объявил всем придворным о желании присутствовать на венчании. Жених был поражен, невеста потрясена. На тот момент она была влюблена в графа Павла Палена и чувства были взаимными. Но никто не осмелился перечить воле императора. Потрясенную Екатерину в покоях императрицы убрали бриллиантовыми к венцу наколками». Вот, что писал об этом генерал Ланжерон:
«Багратион женился на маленькой племяннице [внучатой] кн. Потёмкина… Эта богатая и блестящая пара не подходила к нему. Багратион был только солдатом, имел такой же тон, манеры и был ужасно уродлив. Его жена была настолько бела, насколько он был чёрен; она была красива как ангел, блистала умом, самая живая из красавиц Петербурга, она недолго удовлетворялась таким мужем….».
В конечном итоге драматичности добавил и тот факт, что граф Пален вскоре женился на сестре Екатерины, Марие. В дальнейшем сестры больше не общались. Повинуясь приказу Павла I, 15 сентября 1800 г. в Гатчинском дворце состоялось венчание Багратиона и Скавронской, почетными гостями стали император Павел I и императрица Мария Федоровна. Вынужденный брак стал катаргой для обоих. Судьба отвела им пять лет семейной жизни. После месяца в Гатчине, супруги вернулись в Петербург, Петр Иванович вернулся на службу, а Екатерина Павловна погрузилась в утешительные дни светской жизни, тем более что после смерти Павла I в 1801 г. жизнь при дворе стала более оживленней. За пять лет Екатерина так и не научилась жить по средствам, а возможно и не хотела. Багратион вынужден был распродать подаренные ему земли, пожалованные за боевые отличия.
В 1805 г. их брак окончательно распался. Екатерине осточертело находится в Петербурге и ее тянуло к новым увлечениям. Уйдя от мужа она уехала в Европу, Петр Иванович не препятствовал ее решению. За рубежом, она сделала, как говорили о ней, «из своей кареты как бы второе отечество». В Европе княгиня Багратион пользовалась большим успехом, приобрела известность в придворных кругах разных стран.Как писал Гёте о своем общении с княгиней в Карлсбаде в 1807 году: "...теперь передо мной открылся новый круг: княгиня Багратион, красивая, прелестная, притягательная, собрала вокруг себя значительное общество. Здесь я был представлен князю Линь... Герцог Кобургский отличался красивой фигурой и грациозными достойными манерами. Герцог Веймарский, которого я должен был назвать первым по отношению ко мне, потому что я был обязан ему почетным принятием в этот круг, восхитительно оживлял его своим присутствием. Граф Корнейлан был здесь всегда отмечен своей серьезной, спокойной манерой держаться и тем, что приносил приятные произведения искусства для развлечения. Перед жилищем княгини, посреди поляны, всегда находилось несколько звеньев этой цепи...".
Принц Людвиг Прусский расстался с принцессой Сольмс, только бы быть подле русской красавицы. А Петр Иванович жил словно вдовец при живой жене и не раз признавался, что собственно любит ее, а длительное отсутствие жены объяснял сложной ситуацией с наследием Скавронских - якобы ее прибытие в Россию может оказаться смертельно опасным для нее. В Дрездене у Екатерины Павловны начался роман с тогда еще графом Меттернихом, от него в 1810 г. она родила дочь Клементину. Впоследствии княгиня хвасталась, что это именно она уговорила любовника вступить в антинаполеоновский союз. Так же ходили слухи о ее отношениях с саксонским дипломатом Фридрихом фон Шуленбергом, принцем Вюртембергским, лордом Чарльзом Стюартом и другими видными фигурами на внешнеполитической арене.
По итогу блуждающая княгиня поселилась в Вене и стала хозяйкой прорусского антинаполеоновского салона.
Не имея никаких официальных полномочий, княгиня заступает на негласный дипломатический пост. Она хвастала, что знает больше политических тайн, чем все посланники вместе взятые. Под её влиянием высшее австрийское общество начинает бойкотировать французское посольство. В её лице Наполеон нашёл серьёзного политического противника. — Л. Третьякова. «Багратион — наши жёны…»
Петр Иванович в это же время отчаянно звал жену домой. Он писал ей множество писем, на которые Екатерина Павловна отвечала редко и нехотя. Свое нежелание вернуться в Россию она объясняла мужу затяжной болезнью требующей ее лечения именно в Европе. А он вынужденно оплачивал все ее баснословные траты. Екатерина Павловна быстро вошла в круг австрийских придворных и стала помощником русского посла в Вене Разумовского и оказывала влияние на политику. В 1815 г., во время Венского конгресса, она устроила грандиозный бал в честь императора Александра I, который прозвал ее "интимным другом". В том же году княгиня перебралась в Париж, купила роскошный особняк на Елисейских полях и поселилась в нем окружив себя элитой французского общества.
Ну а Петр Иванович так и не смог забыть ветреной супруги. Незадолго до своей смерти от гангрены, развившейся после ранения в Бородинской битве, он заказал художнику Волкову два портрета - свой и жены. Император оказав давление, принудил его записать Клементину как свою законную дочь. По другой версии, дочь при крещении в Вене была записана как Maria Clementina Defohse (без указания обоих родителей), и княгине Багратион при активном содействии министра иностранных дел Австрийской Империи князя Меттерниха пришлось сначала внести запись о признании своего материнства в австрийские регистрационные книги, после чего наконец удалось оформить в Париже в 1828 году свидетельство о рождении дочери как княжны Багратион.
В 1730 г. княгиня Багратион вновь вышла замуж. Избранником стал английский генерал и дипломат лорд Хоуден, младше супруги на 16 лет. В новом союзе княгиня по прежнему осталась с фамилией Багратион. Однако счастья не сложилось, супруги жили раздельно а вскоре и вовсе разошлись. Поговаривали, что красивый муж княгини привлек внимание молодой королевы Виктории. В преклонные годы у Екатерины Павловны отнялись ноги, и лакеи возили ее в кресле. Она ушла из жизни в возрасте 73 лет, в 1857 г. намного лет пережив своего первого мужа. Похоронили ее в Венеции, куда она перебралась видимо по требованию властей во время Крымской войны в 1853-1856 гг., в которой участвовала и Франция.