Найти в Дзене

Из хроники репрессий: 8 – 9 февраля

Оглавление

1918. Февраль, 9

В Томске на нелегальном заседании Сибирской областной думы сформировано Временное Сибирское правительство во главе с П.Я. Дербером, которое ставило своей целью борьбу с большевиками.

[Сибирская старина. Томск, 1993. № 3; Сибирский хронограф. Новосибирск. 1997. 9 февр.]

1921. Февраль, 9

-2

Командиром отряда 383 батальона Муржиным в селе Ново-Кусково Ново-Николаевской волости расстреляно 5 человек местных жителей «за поддержку местных бандитов».

[ГАТО. Ф.Р-278. Оп.3. Д.25. Л.30.; 1917-1921. Народ и власть. С.270.]

-3

1928. Февраль, 9

Краевой прокурор, полномочный представитель ОГПУ по Сибири и председатель краевого суда разослали совместный циркуляр об ускорении рассмотрения уголовных дел по контрреволюционным выступлениям.

ГАТО. Ф. Р 224. Оп.1. Д.16. Л.31. // 1925-1929 гг. Народ и власть. Из истории земли Томской. Стр. 146–147]

-4

1933. Февраль, 9

Католическое кладбище Томска. о. Антоний отпевает умершего в Томске ксендза Бринчака. 2 мая 1936 г. Источник: архив музея
Католическое кладбище Томска. о. Антоний отпевает умершего в Томске ксендза Бринчака. 2 мая 1936 г. Источник: архив музея

Арестован Матвей Иосифович Бринчак (1864–1936), католический священник.

В Томске отбывал ссылку с 1930 года. Обращался с прошением в Томский горисполком о регистрации при костеле Томска в качестве служителя религиозного культа, но получил отказ, богослужения проводил тайно.

9 февраля 1933 был вновь арестован. Обвинен в «стремлении увязаться с польпосольством со шпионской целью», проведению в Томске религиозной пропаганды и в тайном крещении детей. Виновным себя не признал, но не отрицал своих антисоветских взглядов и факта крещения детей.

27 июля 1933 осужден к ссылке в Восточную Сибирь сроком на 3 года. Несмотря на свой 69-летний возраст был признан трудоспособным и отправлен на спецпоселение в Туруханский край. 1 февраля 1935 по состоянию здоровья освобожден из ссылки и вернулся в Томск.

10 августа 1935 зарегистрирован как служитель религиозного культа при Томском храме. Скончался 28 апреля 1936 и был похоронен 2 мая приехавшим из Иркутска ксендзом Антонием Жуковским на католическом кладбище Томска.

[ГАТО. Ф. Р-430. Оп. 1. Д. 55. Л. 162, 164; Ханевич В. Сибирские ксендзы в 1920 30-х гг. (К истории католической Церкви в Сибири) // Труды Томского государственного объединенного историко-архитектурного музея. Томск, 1996. Т. IX. С. 192209; Z historii kościoła katolickiego na Syberii Zachodniej księźa katoliccy w 2030 latach ХХ w. // „ZESŁANIEC”. № 2 1997. S. 92105; Поляки в Томске (XIXXX вв.): биографии / Автор-составитель В. А. Ханевич. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2012. С.5960.]

-6

1935. Февраль, 9

Арестован Лазарь Ильич Шапиро (1907–1937), бухгалтер.

Работал преподавателем общественных дисциплин в Томском университете, но был оттуда уволен по обвинению в троцкистской деятельности.

22 сентября приговорен к 5 годам ИТЛ, срок наказания отбывал в Дальстрое.

8 сентября 1937 тройкой УНКВД по Дальстрою за «контрреволюционную троцкистскую деятельность» приговорен к расстрелу, расстрелян 25 сентября 1937. Реабилитирован в июле 1989

[БД «Жертвы политического террора в СССР»; Книга памяти Томской области; Центр «Возвращенные имена»; Ленинградский мартиролог т. 5; Книга памяти Магаданской области]

-7

1938. Февраль, 8 – 9

За два дня было арестовано 119 человек, жителей Томска и Томской области.

Кем они были? Пекарь, топограф, столяр, ветеринарный санитар, строители, железнодорожные рабочие, колхозники, возчики, истопники, кладовщик и сторож, пимокат-кустарь и продавец в рыбном ларьке. А еще был еврей-закройщик и даже заведующий фотолабораторией в Томском медицинском институте. И один — профессор ТМИ.

Что с ними стало? Из 119 арестованных в живых осталось к концу года только восемь человек. Остальные 111 человек — расстреляны в 1938 году.

В чем они обвинялись? Самое частое обвинение — «Союз спасения России», а также контрреволюционная деятельность с небольшими вариациями: если можно было зацепиться за национальность, то полякам приписывали участие в «Польской организации Войсковой», другим национальностям — участие в контрреволюционных шпионско-диверсионных организациях — латышских, китайских, корейских, финских.

Все участники данного списка были реабилитированы.

Покажем сегодня только четыре судьбы.

-8
Андрей Петрович Калишев
Андрей Петрович Калишев

Арестован Калишев Андрей Петрович (1876–1938), химик-аналитик, профессор Томского политехнического и Томского медицинского институтов.

Родился в Черниговской губернии. После окончания Киевского университета в 1903 году приехал в Томск. Начал работать с должности лаборанта ХТФ в ТТИ. Бывал в заграничных командировках — в Германии и Японии, изучая химико-фармацевтическое производство.

Калишев известен не только как крупный специалист, химик-аналитик, но и как автор проекта и организатор строительства первого в России йодного завода в 1916 в бухте Владимира на Дальнем Востоке. Сырьем для производства были морские водоросли. Научные исследования морских водорослей Приморской области в целях промышленного получения из них йода были опубликованы в «Известиях ТТИ».

В отзыве о работе А.П. Калишева в геологическом тресте профессор М.А. Усов писал: «Работы проводились по хим. анализу проб железных и марганцевых руд, углей, огнеупорных глин. Общее количество определялось тысячами и все они были точными и аккуратными». До 1930 химический факультет ТИИ был единственным местом в Сибири, где выполнялись арбитражные и другие наиболее ответственные анализы рудного и нерудного сырья.

В 1930 в ТТИ была создана кафедра аналитической химии и ее первым заведующим был назначен Калишев. Высокие оценки его деятельности и свои рекомендации дали крупные ученые, профессора С.В. Лебедев, В.И. Минаев, В.Я. Мостович, И.Ф. Пономарев.

8 февраля 1938 профессор Калишев был арестован. Но ещё до его ареста в 1936–1937 учебных годах на страницах многотиражной газеты «За кадры» были помещены статьи, порочащие профессора, в которых говорилось о низком уровне его лекций, хотя он обладал даром увлечь студентов, заинтересовать своим предметом. Подвергались критике постановка методической работы на кафедре, недостатки в работе коллектива кафедры.

Выдержки из заявления директору Томского индустриального института о профессоре А.П. Калишеве (фамилия заявителя неизвестна):

«Практиковал рассказывание студентам еврейских анекдотов с контрревол. духом, за что прорабатывался. <...>
Выжил с кафедры молодого способного специалиста Волженского, близкого к партии, протащил на работу ассистентом Онуфриенок — кулака, усиленно рекомендовал и ходатайствовал на зачисление аспирантом Серебрянникова — рвача, изгнанного с производства, и последнее время продолжает его подкармливать около кафедры, ведет вместе тему по НИИ-су. <...>
Совершенно не затрагивая новинок в аналитической химии, связанных с убыстренным анализом, как-то: капельный, оптический, рентгеноскопический и др., которые имеют прямое отношение к работе по-стахановски на производстве. <...>
Отказывался подписываться на заем».

Созданная по инициативе директора института А.М. Кашкина комиссия определила, что большая часть публикаций не отвечает действительности, хотя в работе кафедры имели место недостатки. Но даже такая попытка защитить профессора не спасла его от ареста.

2 марта 1938 «тройкой» УНКВД по Новосибирской области обвинен как «участник контрреволюционной повстанческой организации» и приговорен к расстрелу.

Из обвинительного заключения Томского городского отдела НКВД по уголовному делу № 12301 контрреволюционной повстанческой организации «Союз спасения России»:

«Являясь руководителем кафедры аналитической химии, в интересах к-р монархической организации, срывал своевременную разработку учебных планов и программ. Не давал своевременно результатов испытаний по предназначенным темам. Среди студенчества вел к-р пропаганду, восхваляющую фашистские государства, в частности Японию. Вел обработку студенчества в фашистском направлении. Среди к-р настроенной части научных работников распространял идеи монархизма.
В момент восстания должен был похитить ряд отравляющих веществ из химлаборатории на нужды к-р организации, т. е. в преступлении, предусмотренном ст. 58-2-10-11 УК РСФСР».

Приговор приведен в исполнение 16 апреля 1938.

Реабилитирован в 1958.

«Когда его арестовали, как и многих других, — вспоминают бывшие сотрудники кафедры, — мы верили, что это были действительно враги народа. А сейчас нам вдвойне больнее узнать правду, пережить заново гибель невинных людей, которых мы хорошо знали».
-10

В личной карточке профессора Калишева в Томском мартирологе опубликован текст документа «ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ По делу № 12301. По обвинению КАЛИШЕВА Андрея Петровича, ФИЛИНА Георгия Тихоновича, [и других]»

Источники:

-11
Токин Борис Петрович
Токин Борис Петрович

Арестован Токин Борис Петрович (1900–1984), доктор биологических наук, ректор Томского госуниверситета.

Родом из села Грушевка Саратовской губернии, из многодетной крестьянской семьи, начал работать с десятилетнего возраста. Закончил в 1918 году Вольское реальное училище, зарабатывал репетиторством, много занимался самообразованием. Принял активное участие в событиях, вызванных революцией 1917 года. В 1923–1924 служил в рядах Красной Армии, преподавал политграмоту красноармейцам и одновременно учился на медицинском факультете МГУ, в 1930 окончил университет. С апреля 1931 стал заведующим лабораторией механики развития животных (экспериментальная эмбриология), директором Биологического института имени К.А. Тимирязева, входившего в систему Комакадемии в Москве. В 1935 году он провел З месяца в Кембридже, где работал в области эмбриологии на базе лаборатории К.Уоддингтона. В 1935 ему была присвоена ученая степень доктора биологических наук.

13 июня 1936 года был назначен директором Томского университета. В университете также заведовал кафедрой дарвинизма и динамики развития животного организма. В 1937 году был утвержден в звании профессора.

В начале ноября 1937 года приказом наркома просвещения А. Бубнова Токин был освобожден от обязанностей ректора, а в декабре исключен из ВКП(б) как «не внушающий политического доверия» «за связь с врагами народа и за развал работы в университете».

9 февраля 1938 года был арестован органами НКВД. Целый год находился под следствием, подвергался изнурительным допросам. 9 февраля 1939 из-под стражи освобожден «за недоказанностью состава преступления», реабилитирован и восстановлен в партии и на работе в университете.

После ареста также исключена из членов партии его жена.

-13

Источники:

-14
А.Д.Дытля (в центре) в кругу сослуживцев. Фото: около 1936, Томск.
А.Д.Дытля (в центре) в кругу сослуживцев. Фото: около 1936, Томск.

Арестован Дытля Адам Адамович (1905–1938), командир роты РККА.

Родился в деревне Реженка Семилужской волости Томского уезда в семье латышского крестьянина католика Дытля Адама Петрова и его жены Розалии Адамовой, приехавших в начале ХХ века в Сибирь на жительство из дер. Платачи Витебской губернии и осевших на жительство на переселенческом участке «Режец» Семилужской волости. В семье было пятеро детей: Александр, Александрина, Ева и родившиеся в Сибири Адам и Сигизмунд.

Адам получил среднее образование, состоял в рядах ВКП(б), был командиром роты 232 стрелкового полка СибВО, дислоцированного в Томске.

Арестован 9 февраля 1938. Приговорен 28 апреля 1938 к ВМН по обвинению в членстве контрреволюционной националистической латышской организации. Расстрелян 28 мая 1938.

31 октября 1938 был расстрелян по этому же делу его младший брат Дытля Сигизмунд (1906–1938), работавший перед арестом заместителем начальника трудколонии №1 по учебно-воспитательной работе. Несколько месяцами ранее, 20 сентября 1937 расстрелян их дядя, Дытля Алексей Андреевич (1885–1937), проживавший в их родной деревне Реженка и работавший  в колхозе «Трактор». Его приписали к контрреволюционной организации «Союз спасения России».

Все реабилитированы, но в разные годы: последовательно в 1957, 1958 и 1961 годах.

[Архив музея; БД «Жертвы политического террора в СССР»; Книга памяти Томской области]

-16
Меркурьевы Прасковья Прокопьевна и Архип Егорович, Томск, 1914–1917
Меркурьевы Прасковья Прокопьевна и Архип Егорович, Томск, 1914–1917

Арестован Меркурьев Архип Егорович (1883–1938), продавец Нарымского треста.

Родился в деревне Слободчиково Ялутуровского уезда, Тобольской губернии, сын крестьянина. Примерно с 1900 года проживал в Томске, жил работником у рыботорговца Калинина, и рыботорговца Данилова, работал на Ленских приисках, был рабочим на Калмановской мельнице.

Был призван на 2 года на германскую войну. Перед 1917 годом торговал рыбой в Томске, на паях с купцом Калининым, крестьянстовал в селе Варгатёр на Чае, работал на заготовке леса на Чулыме. После 1919 года продолжал торговать рыбой в Томске, уже как продавец Нарымского треста. Был беспартийным, образование имел начальное. Проживал в Томске.

В семье Архипа Егоровича и Прасковьи Прокопьевны Меркурьевых было 9 детей — 6 сыновей и 3 дочери. В 1929 году все взрослые члены семьи были «лишенцами» — лишены избирательных прав. Писали заявления на восстановление прав.

Арестован 8 февраля 1938.

Обвинен в том, что «являлся участником офицерской кадетско-монархической к-р повстанческой организации, якобы существовавшей в городе Томске, имевшей своей целью уничтожение сов. власти путем вооруженного восстания в момент нападения иностранных государств на СССР, и восстановления монархии».

Через 2 дня после ареста следствие в отношении Меркурьева было закончено. Решением тройки УНКВД по Новосибирской области от 21 февраля 1938 был приговорен к ВМН.

Расстрелян 5 марта 1938. Реабилитирован 17 ноября 1959 решением Президиума Томского облсуда.

[Архив музея; Книга памяти Томской обл. «Боль людская»]

Удалось установить имена 72 человек, проходивших по делу «Союза спасения России» и расстрелянных
5 марта 1938 в Томске.

Следите за нашими публикациями.

-18
-19
-20

Начальник Нарымского окротдела НКВД Ульянов подписал справку на арест группы жителей города Колпашево 15 человек по обвинению в принадлежности к китайской шпионской, диверсионной организации.

Судьба Лисухина И. А. и Либегонова М. Ф. неизвестна. Остальные, указанные в списке лица, арестованы в 1938 году. Расстреляны.

[Архив УФСБ по Томской области. Д. П-2528. Л.2. // 1937-1938 гг. Операции НКВД. Архивы Сибири. Под грифом "секретно". С.203204.]

-21

1938. Февраль, 9

Умер под следствием Бордиловский Николай Иванович (1889–1937).

Братья Бордиловские (Бардиловские) приехали в Красноярский край из Могилевской губернии, происхождение — крестьянское, малограмотные. Поселились семьями рядом, в Ужурском районе. Старшему, Николаю, было 47 лет, Никита Иванович — на год помладше, работал пимокатом в промартели «Начинание» села Ужур. Младший, Семен Иванович Бордиловский, 1892 года рождения, работал в Ужурской районной больнице.

31 января 1938 года были арестованы несколько человек — жителей сел Ужурского района Красноярского края. Среди них были Семен и Никита Бордиловские. Николай был арестован через день, 2 февраля. Все арестованные проходили по групповому делу Пинчука Т.Е. и обвинялись в антисоветской агитации и участии в контрреволюционной организации.

Дело Николая Ивановича Бордиловского было прекращено через неделю после ареста, 9 февраля 1938 года, «в связи со смертью обвиняемого». Реабилитирован прокуратурой Красноярского края в апреле 1958.

[Книга памяти Красноярского края т.01; Красноярский мартиролог; Дело П-12587]

-22

2003. Февраль, 9

Поклонный крест. Автор проекта: архитектор О. Лещинер. 
Надпись на гранитной плите у основания креста: «ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ НЕВИННО УБИЕННЫМ»
Поклонный крест. Автор проекта: архитектор О. Лещинер. Надпись на гранитной плите у основания креста: «ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ НЕВИННО УБИЕННЫМ»

21 год назад в Томске, на южном мысе Каштачной горы, состоялось официальное открытие и освящение Поклонного креста, установленного здесь городской властью в память о погибших в годы сталинских репрессий.

Недалеко от этого места, в Каштачном овраге на задворках тюрьмы НКВД, что на улице Пушкина, 48/1, преимущественно в 1937–1938 годах проводились расстрелы людей, арестованных органами НКВД. Большинство казнённых были впоследствии реабилитированы как безвинные жертвы эпохи ГУЛАГа. В числе других, здесь, в Каштачном овраге были убиты философ Густав Шпет, поэт Николай Клюев, архиепископ и Рязанский священномученик Ювеналий, являвшиеся артистами Томского театра князь Александр Голицын и княгиня Ольга Урусова (Голицына).

Общее количество жертв не установлено.
По некоторым оценкам — от 6 до 10 тысяч человек
были расстреляны в овраге на Каштаке.

-25

Среди сюжетов, размещенных на youtube канале нашего музея, есть старая документальная запись, сделанная в 1989 году — видеосъемка раскопок на месте массовых расстрелов в городе Томске на территории микрорайона Каштак силами членов томского общества «Мемориал».

Второй видеосюжет — аэросъемка 2016 года.

-26

Полную информацию о людях, названных в этой публикации, вы сможете посмотреть в их личных карточках Томского мартиролога.

Музей располагает электронной базой данных более чем на 200 тысяч человек, прошедших за годы советской власти на территории Томской области через горнило «чрезвычаек» и «троек», раскулачиваний и массовых депортаций народов.

-27

#репрессии #репрессиивтомске #репрессиивсибири #томск #нквд #репрессивнаямашина #томскиймартиролог
#поклонныйкрест #каштак #расстрел #союзспасенияроссии #раскопки