Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Упражнение "Ромб Добрякова"

Метод свободных ассоциаций - это техника, используемая в психологии и психотерапии для получения информации о бессознательных процессах и ассоциативных связях.

В рамках этого метода, человеку предлагаются слова или фразы, и его задача - называть первое, что приходит ему в голову в ответ на каждый стимул.

Это позволяет выявить скрытые или подавленные ассоциации, которые могут раскрыть информацию о психологических состояниях, опыте или личных взглядах человека.

Метод свободных ассоциаций часто применяется в психоанализе, психологическом тестировании или исследованиях личности.

Существует множество упражнений, основанных на методе свободных ассоциаций.

Одно из этих упражнений - "Ромб Добрякова".

Эта методика разработана российским психологом Александром Добряковым.

Она представляет собой инструмент для самопознания и развития личности.

Для того, чтобы выполнить это упражнение, желательно выбрать тему, отношение к которой хочется прояснить. Тема может быть любой, но на консультациях удобно использовать для тренировки первичный запрос, сформулированный одним словом.

Например, "Работа", или "Отношения".

Выбрав слово, записываем ответ на вопрос: "Что для меня означает это понятие?" Получается спонтанное определение, несущее в себе привычные, стереотипные представления о предмете исследования. Именно эти стереотипы могут, влияя на наше поведение, запутывать нас и создавать внутренний конфликт, так как привычные представления формировались задолго до современных событий и уже не соответствуют текущей ситуации и нашей роли в ней.

Затем берём лист бумаги, кладём его горизонтально и посередине верхней стороны листа, как бы в верхней строке, пишем выбранное слово, обозначающее проблему.

Затем думаем, какие две ассоциации можно обнаружить в своём воображении, чтобы раскрыть смысл этого слова.

Переходим по стрелкам и пишем эти два слова в следующей "строке".

Важно: каждое слово будет существительным (редко - словосочетанием, если иначе не получается).

К существительным мы можем отнести очень разнообразную группу слов: предметы, процессы, состояния, явления...

Далее мы отвлекаемся от первого слова и продолжаем работу с каждым из новых слов таким же образом, как и с начальным словом, раскрывая смысл каждого из них с помощью двух новых слов.

Доходим до 8 слов в строке.

Теперь начинаем обратный процесс.

В следующей строке объединяем слова попарно, спрашивая себя: какое слово будет общим для этих двух?

Таким образом, в следующей строке – уже 4 слова, потом – 2, и, наконец, всего лишь одно.

Получается фигура, похожая на ромб.

Для дальнейшего разбора рекомендуется соотнести вершины этого большого ромба - первое и последнее слово, а также сравнить то определение, которое было записано спонтанно, перед началом упражнения, с этим, последним, словом.

Порой при этом мы делаем неожиданные открытия о том, как НА САМОМ ДЕЛЕ мы относимся к обозначенной теме.

Для углубления понимания набора своих ассоциаций можно сопоставить также вершины двух средних ромбов и их "начинку". Интересно, что два средних ромба часто обозначают некие конфликтные направления в потоке свободных ассоциаций. Их подробный анализ помогает прояснить истинное значение, придаваемое проблеме нашим мозгом, осознать те мысли, которые являются при этом важными именно для нас, с учетом нашей уникальной ситуации и жизненного опыта.

Упражнение нелёгкое, но очень познавательное!

-2

Если трудно делать его самостоятельно - приглашаю на консультацию, вместе и выполнять легче, в состоянии легкого транса (чтобы преодолеть стереотипы сознания), и анализировать с помощью специалиста сподручнее.

А вам уже приходилось использовать это упражнение? Какие впечатления? Поделитесь!

Автор: Ольга Егорова
Психолог, КПТ

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru