Для художника-экспериментатора повтор произведения, чужого или собственного, – этоостановка на творческом пути. Копия всегда вторична, она – только признание ценности оригинала. А тиражирование может даже обесценить оригинал.
Даже простое желание повторить удачное решениегубительно для творческого роста. Вдохновение неповторимо. Художник должен находиться в поиске, ведь только новые идеи создают истинное произведение. Повторение заученных приёмов сводит творческую деятельность к ремесленной.
Механическое и бездумное ученическое копирование произведений также не принесёт большой пользы. Обучаясь техническим приёмам мастеров, молодой художник разучится самостоятельно принимать решения.
Но создание нового требует большого напряжения, преодоления собственной лени и инертности, преодоления страха неудачи и ошибок, преодоление желания нравиться зрителю.
Но иногда копирование полезно и даже необходимо. Мы знаем, что существуют музейные копии картин. Есть авторские повторы картин, сделанные по заказу музея или коллекционера. Например, Александр Лактионов сделал 6 копий с картины «Письмо с фронта», и каждая из них излучает свет, который поразил зрителей в оригинале.
Есть копии наград. Например, вместо «Золотой звезды» героя чаще носят её точную копию. В Пушкинском музее мы видим прекрасно сделанные гипсовые слепки с античных скульптур, без которых мы не имели бы представления о творениях древних мастеров. Во многих храмах есть «списки» с чудотворных икон.
У профессиональных художников есть понятие «аналитическая копия». Это желание показать понимание того, как устроено произведение, желание выявить основную пластическую идею без передачи внешнего сходства с оригиналом.
Современное творческое осмысление известного шедевра имеет полное право считаться самостоятельным произведением.
Понравилась статья?
Лайк и подписка станут поддержкой развития нашего канала🎨