Первый номер журнала за 2024 год открывается воспоминаниями Натальи Михайловны Богоявленской о своём отце – «Москвич родом из Тулы».
Михаил Леонидович Богоявленский (1904-1991) был исследователем истории московских храмов.
Наталья Михайловна начинает свой рассказ об отце с воспоминаний о большой семье протоиерея Леонида Ивановича Богоявленского, в которой было восемь детей. Сама же Наталья Михайловна родилась уже в Москве, на Таганке, в коммунальной квартире, с родителями, тётями и дядьями.
Интересно, что историей московских храмов Михаил Леонидович занялся только с выходом на пенсию. Сначала он только фотографировал храмы, а потом начал и более серьёзное изучение их истории. Фотографии Богоявленского были изданы в восьми томах.
Воспоминания проиллюстрированы старыми фотографиями из семейного архива Богоявленских.
Усадьбе Кусково посвящена статья Светланы Алексеевны Шапковской «Расхищение последовало разным вещам и убранствам…».
«Усадьба Кусково – родовая вотчина графов Шереметевых. Её расцвет приходится на вторую половину XVIII века, когда граф Пётр Борисович Шереметев строит здесь загородную резиденцию».
В Кусково был построен такой красивый парково-дворцовый ансамбль, что его долгие годы называли подмосковным Версалем. В упадок усадьба пришла лишь а начале ХIХ века, когда была разграблена в ходе войны с Наполеоном: во время отступления в усадьбе квартировала французская армия.
Сейчас Кусково отреставрировано, а на фотографиях, которыми проиллюстрирована статья, можно увидеть, какой была усадьба Кусково, и какой она стала сейчас.
Ещё об одном красивейшем памятнике Москвы рассказывает статья Григория Соломоновича Зобина «Знаменский храм на Шереметевом дворе».
Этот храм находится в самом центре Москвы, позади здания факультета журналистики МГУ, бывшей усадьбы Пашковых.
Храм был домовой церковью Шереметевых, он сильно пострадал от пожара Москвы в 1812 году.
Сейчас храм отреставрирован и отдан верующим, в него вернулась его главная икона – Божией Матери «Знамение».
Об одной старомосковской купеческой коллекции рассказывает статья Александра Ивановича Фролова «Московский «эрмитаж».
Коллекция эта принадлежала предпринимателю Дмитрию Петровичу Боткину (1829-1889).
Дмитрий Петрович примерно с 30 лет начал собирать коллекцию живописи. Он ездил по разным странам Европы, где приобретал картины европейских живописцев, а позже в его коллекции появились и картины русских художников, в том числе первоначальный вариант «Явления Христа народу» Иванова, а затем полотна Перова. Поленова, Верещагина и других художников.
После смерти Дмитрия Петровича его коллекция разошлась по разным собраниям, и лишь одна картина – «Дети Эдуарда IV» - находится сегодня в экспозиции музея искусств им. А.С.Пушкина.
80-летию снятия блокады Ленинграда посвящена публикация воспоминаний Иветы Борисовны Давыдовой, которая родилась в 1935 году и пережила всю блокаду.
Страшные воспоминания, и страшные фотографии.
Из второй части публикации Алексея Владимировича Шульгина «Особый изобразительный мир» мы узнаем о московских художниках-анималистах.
Это художники Алексей Сергеевич Цветков (1924-2009), Виктор Аронович Дувидов (1932-2000), который иллюстрировал сказки Киплинга, Георгий Николаевич Карлов (1905-1991), скульптор Ольга Андреевна Куликова (1954-2014) и ещё нескольких выдающихся художников-анималистов.
Весь прошлый год в «Московском журнале» публиковалась объёмная книга о Москве-реке. В этом же номере тема Москвы-реки продолжена обзором Кирилла Валерьевича Жижкевича «Москва-река в русской литературе».
Обзор начат со стихотворения Дениса Давыдова, а дальше упомянуты такие писатели и поэты, как Сумароков, Лермонтов, Загоскин, Тургенев, а из литераторов 20 века о Москве-реке писали Осип Мандельштам, Юрий Трифонов, Михаил Булгаков, Михаил Пришвин и многие другие.
Прошу прощения за качество фотографий, эти глянцевые журналы сильно бликуют и не позволяют себя хорошо сфотографировать.