Найти в Дзене
Социальный гуманитарий

Кино-тест: назовите фильм СССР по герою-начальнику (или тому, кто хочет «за него сойти»)

В советском кино начальников чаще показывали в двух ракурсах: как демократичных лидеров и как объект иронии.

Конечно, были и прочие ракурсы, стороны, подтипы и нюансы… но названные тут встречались чаще всего. Причем они могли совпадать друг с другом и с пресловутыми прочими подтипами.

Вспомним навскидку интересные примеры.

Пожалуй, первый, кто всплывает в ассоциациях, – это представитель как раз смешного типа. Тот, кого показали на экране именно в качестве объекта насмешек и доброго поучения (мол, таким быть нельзя), – Серафим Oгypцов в комедии Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» 1956 г.

Кадр из комедии Рязанова «Карнавальная ночь»
Кадр из комедии Рязанова «Карнавальная ночь»

Он стал практически символом начальника-бюрократа. Заведуя домом культуры, товарищ Огурцов дорвался до всеобщего радостного праздника и пытался превратить его в занудство. Так, веселая сценка клоунов под его чутким руководством постепенно трансформировалась в отчет о текущей ситуации.

А веселая молодежь всячески старалась себе этот праздник вернуть. И им это, конечно же, удалось.

Впрочем, на самом деле Огурцов был не совсем директором дома культуры, но всего лишь и. о.

В советском кино вообще потешаться над большим начальством не было принято – по умолчанию подразумевалось, что руководят нами люди достойные. А вот их заместители могли быть мелкими интриганами. Но тоже нечасто. В основном под грифом «кто-то кое-где у нас порой».

А вот как раз демократичные лидеры, они же рубахи-парни, они же свои люди, запросто могли встретиться в кино СССР. У нас была одна из тенденций – показывать, что каждый человек должен и может быть прекрасным профессионалом, психологически оставаясь на одном уровне с подчиненными и не заносясь.

Подобное мелькало даже в советских фильмах для детей. Возьмем хоть кино «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» Элема Климова 1964 г. Там начальников показывали двоих – словно бы уравновешивая их как типы:

  • один был этакий Огурцов в рамках детского учреждения – директор пионерлагеря Дынин. Он тоже пытался превратить праздник в канцелярщину.
Заметьте, обе фамилии какие одинаково вкусные, но сатиричные: Огурцов и Дынин...

На День открытых дверей к пионерам должны были приехать родители и прочие родственники. И товарищ Дынин требовал при подготовке смахнуть пыль с уже неактуальных инструкций, продезинфицировать старые маскарадные костюмы и начать чтить «царицу полей – кукурузу».

А еще Дынин лебезил перед «большим начальником» из города. Тот приехал вовсе не с официальным визитом, а в гости к некой Митрофановой, отдыхавшей в лагере. Причем пионеры, зная о родственнике девочки, в шутку с акцентом называли ее «такого (!) дяди племянница»;

Кадр из фильма Климова «Добро пожаловать…»
Кадр из фильма Климова «Добро пожаловать…»
  • другой был тот самый Митрофанов – «большой начальник», который приехал навестить племянницу. В отличие от Дынина, этот товарищ был веселым, добродушным, а в конце и вообще позвал всех убежать с казенного праздника: «Ребят, погода-то какая! Айда купаться!»

Самому директору лагеря при этом от Митрофанова досталось краткое, но многозначительное «да всё понятно, товарищ Дынин». После этого бюрократу не оставалось ничего, кроме как уехать из лагеря прямо в кузове грузовика посреди гремящих бидонов…

Из ироничных ракурсов как не вспомнить манеру обращения к таксисту – «шеф». И ведь на самом деле водитель не был начальником. Но его так называли наполовину в шутку, наполовину в знак уважения. Ну, вот как в советской комедии Александра Серого «Джентльмены удачи» 1971 г.:

«– Шеф! Свободен?

– Свободен».

Кадр из советской комедии  Серого «Джентльмены удачи»
Кадр из советской комедии Серого «Джентльмены удачи»

Также нередко весело, порой даже ехидно показывали, как простоватые герои фильмов называли начальниками, шефами либо папашами тех, от кого они так или иначе зависели. Ну, вот как Шариков в кино Владимира Бортко «Собачье сердце» 1988 г. говаривал бывало профессору Преображенскому: «Что-то вы меня больно утесняете, папаша».

Из других сатиричных поворотов можно вспомнить ситуацию в советской комедии Эльдара Рязанова «Гараж» 1979 г. Там вообще не было ясно: кто же директор института?

Нам четко указывали, что его зам – Лидия Аникеева, игравшая важную роль не только в научных исследованиях, но и в продвижении гаражного кооператива. Но ни разу даже не намекнули, кого, собственно, она замещала.

Однако некоторые телезрители усмотрели намек в ночной сцене, когда муж Аникеевой ломился в помещение, которое заперла одна из сотрудниц, блокировав весь кооператив.

Этот Петр Аникеев через дверь громко вменял супруге: мол, родня сотрудников волнуется – куда вы все пропали? А потихоньку он жаловался: дескать, твой любимый внук без тебя не может заснуть.

И Аникеева, даром что была показана как волевой начальник (пардон – как обычно зам, ведь над начальниками не смеялся даже Рязанов), но тут показывала свою слабость к внучку и с волнением шептала через дверь: «Ну, скажи, что бабушка улетела на ковре-самолете».

Так вот, отдельные телезрители решили, что директором института был как раз этот муж Аникеевой. И очередная шутка Рязанова заключалась в том, что режиссер показал, как сам начальник, вроде бы, был ни при чем, а всем заправляла его зам, она же супруга, весьма сильная духом женщина.

Как вам такая гипотеза? ))

Кстати, в этой же комедии Рязанова были показаны и другие «представители власти», каждый – в своем ракурсе назидательной иронии:

  • «щедрый и могущественный» директор рынка Алла Кушакова. При этом внезапно оказалось, что мадам не только поддерживала «блатные» отношения с Аникеевой, но и не стеснялась отшить и даже отбрить любого, кто встал у нее на пути;
Кадр из комедии Рязанова «Гараж»
Кадр из комедии Рязанова «Гараж»
  • сын крупного чиновника Милосердова. Правда, выяснилось, что сам «сынок» был далек от бренного мира и больше интересовался археологией.

Подобные социологические игры встречались и в других советских фильмах.

Как тут не упомянуть кино Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» 1980 г. Там Гоша вообще ушел от Кати из-за ее социального статуса (директор химкомбината, члeн Моссовета), который якобы перечеркивал «его… мой… личный статус».

Можно назвать много других примеров – веселых и не очень… Но пора уже переходить к тесту.

П. с. На близкие темы читайте мои Дзен-статьи «7 продвинутых бюрократов из советских комедий», а также «"Добро пожаловать...": так ли уж плох был директор лагеря Дынин».

И отгадывайте мои тесты, где надо назвать советские кино или мультфильмы по таким моментам в кадре, как сцена суда, плюс совершенные преступления и еще исторические события.

Кино-тест: назовите фильм СССР по герою-начальнику (или тому, кто хочет «за него сойти»)