Речь не просто об историческом кино СССР, но о кадрах, где личные истории простых героев невзначай вплетались в общую эпохальную канву.
Например, в советском фильме «Москва слезам не верит» подруги жили и решали свои проблемы на фоне развития страны в целом:
- Екатерина с Людмилой не просто слушали «каких-то там» поэтов на площади, а практически наблюдали значимое социокультурное явление – выступления поколения шестидесятников. Того самого, о котором один из их гостей сказал: «Но дальше всех Роберт пойдет… Рождественский» (правда, девушки по молодости и неопытности не очень его поняли…);
- повзрослевшая и посолидневшая Екатерина встречалась с другом не абы где, но на фоне Дома Советов, который скоро негласно назовут Белым домом.
Это показывало, что, с одной стороны, развивается государство, с другой – не стоят на месте герои. Наверняка в Доме Советов работал этот Екатеринин друг… да и сама она как директор фабрики и бывший профсоюзный лидер входила ни много ни мало в Моссовет;
- даже мода на имена (герой звался то Рудольф, то Родион) символизировала смену культурных эпох;
- и проч.
Таким образом, «судьба человека» тесно связывалась с судьбой всей страны.
Или вот жизнь великого ученого в советском кино «Михайло Ломоносов» показали на фоне максимального исторического контекста. Одни российские императоры сменяли других, страна одерживала победы в сражениях и т. д. И где бы ни появлялся Михайло – везде он сталкивался с отражением больших событий:
- в подростковом возрасте он не только искал себя, но и стал свидетелем вехи отрицания обществом старообрядцев и, как следствие, их ухода из мира и из жизни;
- в Германии он не просто бродил по улочкам средневековых городков, но, даже забежав всего на минуту в собор, видел, как Иоганн Себастьян Бах отстаивал свои права быть вольным
каменщикомтворцом; - супруга Ломоносова, направляясь к нему из Германии в Россию, на границе видела карету, в которой ее соотечественница также ехала в пока чужую для нее страну, чтобы стать затем Екатериной Великой;
- причем сопровождал будущую императрицу не кто-нибудь, а барон Мюнхгаузен – «да-да, тот самый»;
- и проч.
Или вот фильм «Гардемарины, вперед!» показывал не только личные для конкретных персонажей проблемы, но и такой важный период, как дворцовые перевороты в России.
Разумеется, много подобных фильмов было снято и в других странах. Взять хоть голливудского «Форреста Гампа», где рисунки жизни героев разворачивались на фоне событий страны и всего мира, причем в двух ракурсах: истории общества и истории контркультуры.
Да что там, даже анимация не отставала! Так, Заяц в известном советском мультике «Ну, погоди!» встречал участников Московской олимпиады, а Волк старался всячески другим участникам мешать.
Итак, готовы ли вы вспомнить советский фильм по историческому событию, так или иначе попавшему в кадр?
Причем мы возьмем не события, которым посвящены какие-либо кино в целом, но именно события, попавшие в кадр этак ненароком… чтобы ваша задача была сложнее, а потому интереснее!
П. с. На близкие темы отгадывайте викторины, где надо назвать (мульт-)фильмы по капитанам, по судьям и сценам суда, по совершенным преступлениям и еще по милиционерам и полицейским. Плюс отвечайте на тест «Остались ли у вас знания по истории со школьных уроков?».
#тесты #история #юмор #психология #развлечения #наука #викторины