Обычно, т.н. wobbling (воблинг) определяют и исправляют по тестовым вертикальным распечаткам. Метод как минимум не быстрый. Кроме того, когда дефектов несколько, они смешиваются и взаимодействуют при печати. А когда на Z два винта, то приходится печатать два изделия по краям стола, чтобы понять с какой стороны винт водит балку X. Наконец, когда приходится часто это делать, на принтерах с неизвестной историей и проблемной печатью, времени и материала уходит как-то многовато.
За пару вечеров получился такой простой прибор. Позволяет увидеть не только воблинг, но и несоосность винта и направляющей, оценить величину дефекта, понять в какой части вертикали дефект выражен больше и в какой плоскости. При желании прибор также можно применить для диагностики колесных кареток, если на время снять винт.
В базе прибора - простейший стрелочный индикатор, с ценой деления 0.01 мм. Этого достаточно, чтобы увидеть значимые для печати отклонения каретки Z. Продается такой индикатор на многих маркет-плейсах, цена - от 700р.
К нему нужно:
- распечатать 5 простых деталей. Печатать лучше из PETG или PLA, кронштейны из ABS могут разойтись по слоям.
- 1 болт М6 х 120 мм, 1 болт М6 х 35 мм, 4 гайки М6.
Сборка показана на фото. Кронштейны рассчитаны для колесных кареток Ender-3 подобных принтеров и 4 положения измерения, по два с каждой стороны. Устанавливать шток прибора лучше по возможности ниже, но каретка это не всегда позволяет. Поэтому предусмотрена возможность закрепления индиактора выше над кронштейном. Прибор не мешает движению каретки Z до нуля, но вверху может упереться в кронштейн подшипника, если он есть, будьте внимательны.
Закрепили прибор на каретке (при этом шток индикатора должен упереться в направляющую Z примерно по нормали). Дальше все просто - гоняем Z туда-сюда (лучше не руками) и смотрим на стрелку. Воблинг, если он есть, даст периодические колебания стрелки (каждые 8 мм на обычных четырех-заходных винтах). А плавное движение стрелки в одну сторону покажет смещение каретки от непараллельности винта с осью Z. Отклонения и колебания каретки до 0.02 мм я не принимаю во внимание, поскольку на печати они практически не заметны. А все что больше исправлять теперь в разы проще и быстрее, распечатки больше не нужны.
К тому же, с этим прибором дискуссионные вопросы о влиянии на воблинг закрепления верхнего конца винта, эффективности разнообразных "антивоблинговых" приспособ, гаек, муфт и пр., могут получить быстрый и объективный ответ.