Найти в Дзене
Дмитрий Семенов

Жизнь других. Цветочная

Полезны/познавательны бывают всякие статьи про умные слова, разные виды/сорта, прогрессивные и классические методики, полезные ноу-хау, осмысленные впечатления. Но, признаюсь (и многие, думаю, со мной согласятся), особый интерес – заглянуть, а как там у других. Как устроено, живет, чем полнит душу. Что там можно намотать на ус, чему удивиться, над чем усмехнуться, чем разжиться, в конце концов.

Выбрался навестить однокурсницу – умницу-красавицу-успешную в жизни (иных однокурсников у меня, впрочем, и не было). Раз в 20-25 лет непременно ее навещаю. Имени не называю – не любит она этого, но фотографии разместить не возразила.

Человек серьезный – сами посудите: всю жизнь основательно занималась лошадьми и собаками. Даже книжки об этом писала. Но и достойный садик был у нее всегда – он и сейчас, ухоженный, продуманный, полный любимых и памятных цветов.

Что у нее садовое/цветочное дома.

То, что в этом доме есть интересные/любимые растения, ухоженные и цветущие, знал, конечно – фотографиями обмениваемся, вопросами и впечатлениями. Но как это все в жизни-повседневности?

Совершенно неожиданно первым бросающимся в глаза и впечатляющим на красном месте оказались не цветы, а … тыквы! Непростые – тромбоны. Знал про эту странную влюбленность, но не ожидал, что все так серьезно. Мало того, что удивительные внешне/вкусные внутри тромбоны хорошо хранятся дольше прочих, так, оказывается, еще и вполне себе интерьерны - гармонично дополняют эклектику старины, классики и модерна этого дома.

Но все-таки, цветы. Не предполагал такого душевного крена во влаголюбивое-эпифитное. Практически без традиционных стволиков-веточек-листиков-цветочков. Все немного странное, с причудливой игрой формы-структуры-окраски. Орхидеи, бромелии, папоротники, эпифитные кактусы.

-2
Башмачок готовится к цветению.
Башмачок готовится к цветению.

Удивительно, но все эти приветы тропических лесов вполне уместно вписаны в нормальное жилье нормальных людей – никаких бытовых уступок «зимнему саду» (типа: вы тут растите привольно, ни в чем себе не отказывайте, а мы уж как-нибудь в уголке или в другом доме – бывал я и у таких цветоводов), никаких ухищрений для создания условий, которых нет, никаких мучеников «красоты» - ни среди растений, не среди их хозяев.

Что, цветок, хочешь в полюдариум? Офисного грота-витрины не жди. Но будет тебе аквариум подходящего размера, именно с тем микроклиматом и приятной компанией – не для того, чтобы поражать композицией, но чтобы и тебе с ними было хорошо, и нам – приятно на вас смотреть.
В импровизированном полюдариуме.
В импровизированном полюдариуме.

Ничего коллекционного, полезного, «на развод» или чрезмерного - чтобы в книгу Гиннеса. Растения выглядят уместно, умиротворенно и не-агрессивно. Радуют глаз – но не бросаются в него и его не режут. Хочешь – разглядывай их: получишь удовольствие, не хочешь – может и не замечать.

В доме царствует компромисс между благоденствием растений и уместной декоративностью. И что б подъемно для хозяйки – без надрыва и самопожертвования.

Как же мне такое нравится, но я так не умею – не обучен подобному подходу к гармонии.

Душа художника дырочку находит. Во всем.

И при очевидной гармоничности цветов в этом доме, декоративность – на первом месте. Пусть приглушенная, пусть в небольших деталях – но на первом.

И даже веточка, поставленная на укоренение, думает укореняться не просто так, в стаканчике, но в некотором природно-декоративном обрамлении (кора/ветки), подчеркивающем нежность и миниатюрность ростка, одновременно с оптимизмом о его грядущей пышности. За так посаженным черенком - и ухаживать приятнее.

-6

При всем моем настороженном отношении к дизайнерским аспектам цветоводства, должен признать, что всякого рода декоративное обрамление может быть очень и очень не-лишним. Если оно – обрамление – не становится самоцелью, не «забивает» само растение, не мешает ему, но подчеркивает растения самобытность, биологическую и эстетическую индивидуальность.

И все именно так тут, у Лены (назвал все-таки – но не писать же все в третьем лице единственного числа женского рода).

Растения.

Я не стану рассказывать о конкретных растениях – не мои же они, да и что я о них знаю.

Но обратил особое внимание на две группы.

Во-первых, конечно, эпифитные кактусы – какой настоящий художник в душе может остаться к ним равнодушным, не почувствовать! Всего немного: подобранная шлумбергера не-простого сорта (у меня про нее была заметка), очень популярные рипсалисы – бакцифера и пилокарпа (тоже про них подробно писал), замечательный кактус гатиора саликорниоидес – вот про нее еще не рассказывал, а надо бы обязательно.

Вполне достойный рипсалис пилокарпа - густой, ежегодно цветущий и плодоносящий.
Вполне достойный рипсалис пилокарпа - густой, ежегодно цветущий и плодоносящий.

Рипсалисы с гатиорой у Лены немного зажатые – им бы чуть больше возможностей и поблажек, они бы стали ого-го какими кустами и букетами. Но подобная свобода роста не предполагается, они и такими устраивают. К тому же - см. чуть ниже.

Рипсалис бакцифера - ниспадающая вертикаль кухонного окна.
Рипсалис бакцифера - ниспадающая вертикаль кухонного окна.
Гатиора - возносящаяся вертикаль того же окна.
Гатиора - возносящаяся вертикаль того же окна.

Во-вторых, странные для меня специализированные бромелиевые суперэпифиты – тилландсии.

Про эти растения я долгое время вообще ничего не знал. Потом долго не знал, что они – суккуленты (да и в классических томах про суккулентные растения они не упоминаются). Потом долгое время считал тилландсии причудливым изыском пресыщенных фитодизайнеров. И вдруг в последние годы – как прорвало. Оказалось, что тилландсии удивительны, разнообразны, фантастичны. Они стали популярными и модными. Появились коллекционеры и заводчики тилландсий.

И конечно, Лена-художник-в-душе не осталась в стороне. Набрала их, поразительных (чуть не написал, насажала, но нюанс этих маленьких чуд, в том, что сажать их не надо, тем более – в землю, просто подвесить). Настолько удивителен для меня этот новый мир тилландсий, этот другой взгляд на комнатные растения, что одну – поразительную из поразительных – я даже по имени записал.

Тилландсия занимает достойное место среди эпифитов.
Тилландсия занимает достойное место среди эпифитов.
Поразившая меня Tillandsia tectorum 'Snow' - тоже в небольшом полюдариуме.
Поразившая меня Tillandsia tectorum 'Snow' - тоже в небольшом полюдариуме.

Как эта цветочная сторона жизни технически устроена.

А вот очень непросто устроена.

Год жестко разделен на две неравные половины. Главная жизнь – в сказочном дачном домике, утопающем в дачном же холеном саду. Не-главная половина – наша теперешняя зимняя пора, стадия переживания и ожидания.

И то, что я вижу сейчас в квартире – все до веточки – весной будет разобрано, упаковано и увезено в тот сказочный домик.

А там уже все собирается по-новому, в и для другого интерьера, для другого настроения, и для нового цикла развития растений.

Страшно себе представить, но с другой стороны – гарантия от комнатно-цветочного застоя. Все регулярно обновляется и творится вновь – как и должно быть в живой жизни.

Неизбежность и превратности расставаний.

Не поверите, с чего началось наше общение в этот раз – «Помоги пристроить «олений рог»!» - платицериум уточню, потому что в доме есть и настоящие оленьи рога, большая история у дома.

-12

Он, действительно, огромен и впечатляющ. Висит так, что разделяет пространство гостиной на две альтернативные зоны.

Обычная история: купили когда-то маленького-красивого – а он и растет себе, в рог не дует, и уже полно вокруг его потомства, и водные процедуры ему только совместными усилиями нескольких человек можно проводить. И – главное – не транспортабельный он уже давно для дачной жизни. Только пристроить куда-то кому-то.

Другая моя однокурсница пару лет назад так пристраивала 50-летний аспарагус, который из квартиры-то можно было вынести только с дверным косяком. Но нашла ему новых хозяев в конце концов, бывает же.

Кроме шуток, проблема действительно острая, когда заводишь что-то живое и долго его растишь.

И все наши разговоры, и растительная экскурсия из комнаты в комнату так или иначе возвращались к проблеме пристроить «олений рог».

Но по мере обсуждения деталей, настроение хозяйки заметно эволюционировало. От страстного желания расстаться сейчас и по-любому, до формулирования все новых и новых условий и обстоятельств (типа, только в хорошие руки и не скоропалительно) и в результате определилось решение «повременить».

Такие они, домашние растения, - и содержать их бесконечно невозможно, и расставаться трудно.

Цветочные мотивы фуршета.
Цветочные мотивы фуршета.