Найти тему

Откуда у дробильщика Лебединского ГОКа кулибинская жилка

— У нас здесь главное — уши! — рассказывает сквозь шум и грохот Вадим Фильчаков. — Мы знаем, как «звучат» дробильные установки, конвейеры. Если вкрался посторонний звук — надо разбираться!

Фракции крупная и средняя

Вблизи дробильная установка поражает размерами. Здесь из оставшихся после добычи руды горных пород получают щебень. Постороннему в неутихающий грохот и гул лучше не соваться: вокруг могучие механизмы, которые дробят, перемещают потоки кварцита и сланца. А дробильщик 5-го разряда Вадим Фильчаков тут на своём месте. В 2023 году ему присвоили звание «Человек года Металлоинвест» в номинации «Развитие».

За неполных два десятилетия на комбинате Вадим освоил несколько рабочих специальностей. На дробильно-сортировочной фабрике установке работает десять лет. Его задача – контролировать крупное и среднее измельчение породы. Каждую смену Фильчаков с коллегами отгружает 1490 тонн щебня. Это примерно 60 вагонов. Продукция востребована в дорожном строительстве. А сейчас фабрика ещё и помогает комбинату: щебень нужен для строительства нового хвостохранилища ЛГОКа в балке Дубинка.

Дело в зазоре

В движениях Фильчаков порывист. Разговаривает громко и быстро. Он словно пропитан энергией своей установки. И немудрено: всю смену дробильщик в постоянном движении, рядом с работающими агрегатами и механизмами.

Основной параметр, за который мы отвечаем — зазор щели, из которой выходит полученный щебень, — рассказывает Вадим. — В щёковой дробилке она должна быть не шире ста двадцати миллиметров. На узле среднего дробления – не больше двадцати восьми миллиметров. Если зазор больше или щель забилась —  оперативно регулируем и устраняем!

Сегодня Фильчаков – признанный наставник. Он помогает молодым стать на производстве не посторонними, а своими. Но больше всего Вадима ценят как изобретателя. На его счету — несколько технических предложений, которые улучшили работу дробильной установки и принесли комбинату внушительную экономию.

Вадим Фильчаков / Автор фото Николай Рыбцев
Вадим Фильчаков / Автор фото Николай Рыбцев

Легче и выгоднее

— Вадим, откуда такая тяга что-то переделывать и улучшать? Наверное, в детстве или юности увлекались техникой?

— Сказать, что меня тянуло к технике больше других, я не могу. Кого-то особого таланта, склонности к изобретениям в себе не чувствовал. Это появилось уже здесь, когда на комбинате начали внедрять Бизнес-Систему. Людей, которые улучшают производство и снижают издержки, стали серьёзно поддерживать и поощрять. Когда твои инициативы ценят, почему не помочь делу?

— Как рождаются ваши технические задумки?

Идеи улучшений приходят в раздумьях. Просто так ничего не возникнет: нужно сжиться с производством, оборудованием, чувствовать каждый механизм. И когда это приходит, ты уже понимаешь, где и как можно что-то улучшить. Увидел, придумал, попробовали, получилось – это же здорово!

— Что чувствует рационализатор, когда его идея «выстреливает»?

Приятно, когда получается сделать работу людей легче и проще. Тем более что это – наши люди, те, с кем ты работаешь бок о бок. И, конечно, радует экономический эффект, осязаемая польза для комбината!

Какие идеи Фильчакова нашли применение на дробильном комплексе

1. Добавили регулировочные ролики на ленточном конвейере №6.
Раньше лента транспортёра при движении могла отклоняться вправо или влево. Ролики выравнивают её ход, сделав работу конвейера стабильнее.

2. На ленточном конвейере №1 заменили футеровки, защищающие борта конвейера от стирания.
Фильчаков предложил использовать вместо стандартных футеровок из износостойкого хромистого чугуна (ИХЧ) отработанные дробящие плиты с большой щёковой дробилки. Их всё равно нужно было отправлять на металлолом, а здесь они послужили ещё раз. Больше того, срок их эксплуатации оказался дольше, чем у стандартных футеровок из дорогостоящего ИХЧ.

3. На узле разгрузки вместо контактирующих с щебнем листов металла установили отслужившие срок футеровки.
Получив вторую жизнь, футеровки на разгрузочном узле служат два-три месяца, в то время как металлических листов хватало на две-три недели.

4. Изменили наклон листа просыпи на ленточном конвейере №4. 
До этого значительная часть измельчённой породы (иногда 200-300 тонн за смену!) просыпалась с конвейерной ленты. После того, как лист просыпи немного приподняли, она стала уходить вместе со щебнем в разгрузочный конус.

5. Улучшили технологическую схему при получении щебня фракции 0-80.
Для производства «ноль-восьмидесятки» теперь используют фактически только половину установки – две дробилки и три конвейера вместо семи. Производство от этого не пострадало, потому что главный продукт комплекса – именно щебень 0-80. 
Вторую половину, на которой делали щебень других фракций и отсев, вывели из работы. Если понадобится, её можно запустить в течение считанных минут. А пока она «отдыхает», сохраняя свой ресурс. Это одно из наиболее эффективных улучшений, реализованных с участием Фильчакова: оно экономит для комбината около 17 миллионов рублей в год!