В эти выходные ходили в кино. Если честно, я очень давно не была в кинотеатре. Удивило, что в этот раз зал был полон, хотя мы взяли билеты на дневной сеанс, ездили в "Атриум" на Курскую.
Видимо фильм этот многие хотели посмотреть. Давненько не помню в кинотеатре полного зала. Конечно, сперва пришлось полчаса смотреть трейлеры новых фильмов. Большинство - российские. Если честно, их было так много, что я ничего особо не запомнила. Только то, что скоро выйдет фильм по Пушкинскому "Евгению Онегину".
Фильм "Мастер и Маргарита" идёт почти три часа. Начинается со сцены, где невидимая Маргарита, уже будучи ведьмой, громит квартиру критика Латунского. А потом залетает в окно спальни к маленькому мальчику, и говорит одну из своих коронных фраз про "жила была тетя, и потом она стала злая". Дальше же происходит как бы откат в начало истории.
Нельзя сказать, что это экранизация книги. В самом начале фильма крупным шрифтом написана фраза "по мотивам романа". И действительно, к роману Булгакова фильм имеет довольно отдаленное отношение.
История фильма такая: довольно известный автор подвергается критики партии, его изгоняют из союза писателей. В этот же время герой знакомится с интересным иностранцем, и у него рождается идея романа про Воланда. Мастера в фильме играет актер Цыганов. Его образ перекликается вовсе не с Маяковским, как я читала в каком-то отзыве, а с самим Булгаковым. Ну посмотрите его известную фотографию в шляпе. Получилось даже немного похоже .
Маргариту играет Юлия Снигирь. Не самая плохая Маргарита, внешность подходящая. Я же считаю, что идеальной Маргаритой была бы актриса и вдова Э. Лимонова - Екатерина Волкова (это не та, что в семейных комедиях играет, другая). Но Волкова уже возрастом не подходит, конечно. Снигирь помоложе.
В фильме есть несколько сцен из романа. "Никогда не разговаривайте с незнакомцами", где поэт Бездомный и несчастный Берлиоз знакомятся с Воландом. Сцена снята не плохо, мне вообще понравился актер, который играет Воланда. Не плохой идеей было взять на эту роль иностранца, он выглядел очень колоритно. Дальше идёт немного странная сцена с попаданием Берлиоза под трамвай, где меня удивило полное отсутствие народа вокруг. Люди появляются уже после того, как голова несчастного покатилась по трамвайным путям. Дальше идёт сцена из книги с погоней, где Бездомный пытается догнать странную компанию, окунается в Москву-реку, берет в непонятном доме свечку с иконкой и приходит в ресторан, где устраивает скандал, и где его вяжут и отправляют в клинику. Эта сцена снята довольно достоверно.
Все эти сцены из романа перемешаны со сценами из жизни автора, который роман придумывает. К самому произведению они отношения никакого не имеют. Или имеют, но очень отдаленное. Например Мастер, автор романа про Воланда, знакомится с Маргаритой почему-то на майской демонстрации. Правда у той все же есть в руках букет жёлтых цветов. При этом почему-то вся Москва находится в постоянном ремонте, и герои передвигаются по каким-то бесконечным дощечкам. Есть сцены, которых в книге нет вообще. Многие мне не до конца были понятны. Например светская тусовка в нехорошей квартире у Лиходеева, куда Мастер приходит в компании своего нового знакомого, иностранца Воланда. И произносит странный тост про коммунизм, который жутко раскритиковали в сети. У нас про времена СССР лучше говорить либо хорошее, либо ничего, иначе люди обижаются. Но я хочу напомнить, что сам Булгаков как раз довольно негативно относился к многим вещам, которые происходили в то время, особенно к критике авторов. И об этом он как раз и пишет в своем романе, изображая героев типа того же Лиходеева или Латунского. Это у него отрицательные персонажи. Да и сам роман "Мастер и Маргарита" был довольно долго запрещен у нас в стране.
В общем, писать о фильме можно ещё довольно долго, если пытаться пересказать сюжет. В целом фильм нам скорее понравился. Несмотря на то, что идёт он почти три часа, не было желания уйти, или отвлекаться на телефон во время просмотра. Это значит, что картина была интересной, сюжет захватывающим. Да, есть огромное количество несостыковок, того, чего в романе Булгакова вообще не было. Сам роман, довольно эпическое, масштабное произведение. И уместить его в один, пусть даже трёхчасовой фильм просто невозможно. Конечно, меня расстроило, что множество полюбившихся мне сцен из книги, в фильме не было вообще. Особенно обидно, что никак не показали похождения Коровьева и Бегемота, одно из моих самых любимых мест в романе. Совсем обошли стороной и историю про Понтий Пилата и Иешуа Га-Ноцри. О них говорится совсем чуть-чуть, мимоходом.
Сейчас многие вспоминают одноименный сериал 2005 года, приводя его в пример как эталон. Когда этот сериал вышел, у него так же было очень много негативных отзывов. Конечно туда удалось вместить больше сцен из романа, из-за того, что он идёт дольше по времени. Мне там не очень нравился актерский состав, совсем не подходящий Мастер, да и Воланд , если честно, так себе. Хотя я очень уважаю актера Басилашвили. Зато там отлично сыграл Коровьева Александр Абдулов. В новом фильме же роль Коровьева, которую сыграл Юрий Колокольников, скорее эпизодическая, как и остальных героев свиты Воланда. У них очень мало было экранного времени, чтобы сложилось вообще какое-то впечатление об их работе. Совсем мне не понравилась игра Ярмольника, который исполняет роль профессора Стравинского. Хотя она тоже совсем маленькая. Зато здорово сыграла санитарка Прасковья Федоровна, актрисы этой я не знаю если честно, но в роль она вжилась отлично.
Я считаю, что фильм этот скорее развлекательный, чисто коммерческий проект. Искать там какие-то внутренние смыслы или философские истины я не вижу смысла. Вряд ли этот фильм претендует на культурное наследие, это вовсе не шедевр. Снят не плохо, отличные спецэффекты, чего, кстати, очень не хватало в сериале 2005 года.
Сейчас вокруг этого фильма, конечно, очень много дискуссий. Мне они не совсем понятны, если честно. Я не ждала от него чего-то удивительного, и не знаю, зачем надо было этого ждать. Посмотреть его интересно. Я рада, что мы выбрались в кино.
Конечно, очень сложно снять классическое, даже культовое произведение так, чтобы оно понравилось всем. Возникает вопрос, стоит ли вообще браться за классиков. Вы как считаете?