Найти в Дзене

Та, что создала Францию (часть 44) Битва при Вернее - второй Азенкур, во время которого французы вновь потерпели сокрушительное поражение

В нашей истории об Иоланде Арагонской, "королеве четырех королевств", мы с вами, дорогие читатели, остановились на начале 1424 года, когда все представители дома Анжу были очень заняты: Людовик, как наследник, пропадал в Италии, пытаясь перевести титул короля Неаполя из эфемерного в реальный, десятилетний малыш Карл был отправлен с советниками в Прованс, сама же Иоланда не могла покинуть Францию, понимая, что ситуация для страны сложилась тяжелая.

Весь май неутомимая королева Сицилии путешествовала по стране, пытаясь вновь подвигнуть дофинистов и бургундцев к заключению мира. В начале месяца Иоланда вновь приехала ко двору зятя, приведя фаворитов в ужас. Однако мудрая правительница Анжу понимала, что разгонять их время еще не пришло, и поэтому следующей остановкой ее путешествия был снова Нант. Встретившись, герцог Бретонский и Иоланда подписали тайное соглашение, которое в будущем должно было превратиться в мирный договор. Все складывалось хорошо, но... Вскоре произошла катастрофа - случился второй Азенкур. Однако, чтобы во всем разобраться, нам нужно вернуться чуть назад.

После победы при Гравелле французская армия и сам Карл воспряли духом. Осенью 1423 года при дворе даже возник план двинуться на Реймс, где провести коронацию. Маршрут был проложен через крепость Иври, однако план лопнул еще до начала его реализации, так как летом 1424 года англичане осадили крепость. Граф д'Омаль вышел на помощь осажденным, однако его армия опоздала буквально на пару дней - гарнизон крепости был вынужден сдаться.

Руины замка Иври-ля-Батай. Иллюстрация из открытых источников
Руины замка Иври-ля-Батай. Иллюстрация из открытых источников

Французы рвались отомстить, однако потери Азенкура не прошли даром и было решено захватить ряд крепостей на границе с Нормандией. Начать решили с Вернея, и город был взят легко и красиво, буквально горсткой шотландцев Бьюкена, воевавшего на стороне Карла. Шотландцы притворились англичанами и изобразили, что ведут в плен неприятеля после победы Бедфорда, ну а гарнизон Вернея доверчиво открыл ворота. (Это историю в комментариях к предыдущей статье рассказала большой друг нашего канала, лингвист, переводчик и писатель Зоя Лионидас. И Зоя, и другие читатели вообще рассказывают в комментариях массу интересного, поэтому я от всей души рекомендую эти самые комменты не пропускать.😉)

Узнав о захвате Вернея, Бедфорд срочно выдвинулся навстречу и в миле к северу от городка обе армии встретились 17 августа. С рассвета до 16.00. армии стояли, не двигаясь, напротив друг друга под палящим солнцем, а затем англичане пошли в атаку с криками "Святой Георгий" и "Бедфорд". Однако атака почти тотчас захлебнулась под напором почти 2-х тысяч конным миланцев.

Поначалу англичане даже дрогнули, и некий капитан Янг, приказавший своим солдатам отступить, был обвинен в трусости и повешен в наказание. Бежавшие англичане разнесли по округе весть о поражении Бедфорда, что даже вызвало ряд восстаний. Однако, битва была далеко не закончена. Основные части английской армии остались в строю, более того, они смогли перестроиться и организоваться, тогда как французы, воодушевленные началом сражения, пошли в беспорядочную атаку. В итоге сражение превратилось в самый настоящий рукопашный бой, в котором, по свидетельствам очевидцев "кровь по равнине текла рекой".

Битва при Вернее. Иллюстрация из открытых источников
Битва при Вернее. Иллюстрация из открытых источников

Сам Бедфорд сражался на поле боя, вооруженный двуручной секирой, которая вскрывала дорогие доспехи как консервные банки. В результате французы были разбиты наголову, а практически все военачальники армии, включая графа д'Омаля сложили головы на поле боя. Среди погибших оказался и виконт де Нарбонн, бывший доверенным лицом Иоланды в Анжу и Мэне.

Разбив французов, Бедфорд взялся за давних недругов - шотландцев, которых постигла та же участь, Включая Дугласа и Бьюкена. Говорят, что англичане, сражаясь, не раз кричали "Кларенс", напоминая о погибшем брате своего главнокомандующего.

Проигранная битва стала для французов огромным ударом. Потери составили от 6000 до 8000 человек. Бедфорд триумфально вернулся в Париж, а дух Карла снова был сломлен. Тем временем Филипп Бургундский под шумок тоже урвал себе лакомый кусок - захватил и разграбил графство Гиз, принадлежащее Анжуйскому дому.

А что же Иоланда? Несмотря на все удары, она, как мы знаем, не опустила рук, а вот как именно она поступила, мы узнаем в следующей части нашей истории, поэтому подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное. Начало же истории можно найти здесь: