Найти тему
Просто гуляя по свету

Та, что создала Францию (часть 43) Битва при Гравелле, и другие дела домашние, но от этого не менее важные

Итак, Иоланда наконец добралась до двора своего зятя в Бурже и, как я уже рассказывала, пришла в ужас от того, как разворовывались последние ресурсы Карла VII. Необходимо было удалить фаворитов, но сделать это нужно было крайне аккуратно.

Однако, Иоланда не стала принимать никаких решений второпях, тем более, что к тому времени армия герцога Саффолка подошла чуть ли не вплотную к ее собственной столице. Необходимо было срочно защищать свои земли, поэтому наша героиня срочно вернулась в Анжер и призвала своих вассалов на защиту столицы.

На призыв королевы Сицилии откликнулись граф Жан д'Аркур (он же д'Омаль), Амбруаз де Лоре и Андре де Лаваль-Монморанси (имена, знакомые постоянным читателям по историям Жиля де Рэ и Бастарда Орлеанского), а также другие славные рыцари. 26 сентября 1423 года французские и английские войска (а последними командовал Джон де ла Поль, брат герцога Саффолка) сошлись в битве под деревней Гравелль, во время которой англичане были наголову разбиты. Эту схватку историки сравнивают с Азенкуром, только наоборот, так как около 1400 человек со стороны англичан погибло на поле боя, еще две или три сотни были убиты при отступлении, а кто-то (в том числе сам Джон де ла Поль) попали в плен.

Андре де Лаваль-Лоеак. Иллюстрация с сайта http://wikitranslators.org/wiki
Андре де Лаваль-Лоеак. Иллюстрация с сайта http://wikitranslators.org/wiki

Герцогу Саффолку пришлось срочно отступать, а французы могли считать своих павших при Азенкуре родных и друзей частично отомщенными.

Пока же рыцари защищали земли Анжу от захватчиков, Иоланда продолжала вести скрытую, дипломатическую войну, а вернее пыталась укрепить связи с союзниками, нынешними и будущими. Она тайно переписывалась с Филиппом Бургундским, а в ноябре 1423 года приехала в Нант к герцогу Бретонскому. Предлогом, как я понимаю, был договор о свадьбе Людовика III Анжуйского и дочери Бретонца Изабеллы. К сожалению у историков (надеюсь, что пока - вдруг где-то в хранилищах все же лежит какой-то пыльный свиток, способный пролить свет и на эту тайну 😉) нет никакой информации о содержании переговоров двух высоких особ.

Однако в поездке был и несомненный плюс: Иоланда встретилась при дворе с младшим братом Жана Бретонского - Артуром де Ришмоном, который недавно вернулся из плена. Правда на тот момент младший Бретонец размышлял о службе на благо английской короны. (Но это он так размышлял. Он ведь не был курсе планов Иоланды... А планы, как мы вскоре увидим, были, да еще какие! 😉😃)

Не успела довольная Иоланда вернуться в Анжер, как ее настигли дурные вести: ее собственный кузен Альфонсо V Арагонский разгромил и ограбил Марсель, убив многих его жителей.

Альфонсо V Арагонский, по прозвищу Великодушный. Иллюстрация с сайта http://wikitranslators.org
Альфонсо V Арагонский, по прозвищу Великодушный. Иллюстрация с сайта http://wikitranslators.org

Здесь, дорогие читатели, я позволю себе небольшое отступление, чтобы не запутать вас, недоуменно вопрошающих, при чем тут Марсель. Напомню, что сын Иоланды Людовик в мечтах о короне Неаполя все свое время проводил в Италии, сражаясь за эту самую корону с собственным родственником (двоюродный дядя?🤔) Альфонсо Арагонским. (О том, как это случилось, можно прочесть чуть ниже). В общем, Марсель для Людовика был, выражаясь современным языком, транспортным хабом, через который шло подкрепление всех сортов и видов. Понятно, что Альфонсо это сильно не нравилось, вот он и решил показать, кто в доме главный. (А крайними остались несчастные марсельцы. Впрочем, судя по всему, это участь всех средневековых портовых городов - пришел, пограбил и ушел.)

Наш Людовик Анжуйский, понятно, осерчал, пошел с ответными визитами... В общем, занят человек был, и матушке своей в ее французско-анжуйских делах был не подмога. А ведь был еще и Прованс и им тоже нужно было заниматься! Так что Иоланда назначила регентом своих южных владений другого своего сына - Карла Анжуйского (будущего графа Мэнского), которому на тот момент исполнилось ... трам-парам-пам-пам ... десять лет! (А теперь посмотрите на своих десятилетних детей, внуков, детей соседей и просто оглоедов во дворе - много они науправляют?) А вот Иоланда назначила! Ибо сама была вынуждена заниматься Францией, дела в которой обстояли, как видим, очень и очень неважно...

Ну а что из этого вышло, и как дальше пошли дела, я расскажу в следующей части нашей истории, поэтому подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное. Те же из читателей, кто пропустил самое начало, могут найти его здесь: