На протяжении 2024 года планируется провести около 25 первичных размещений акций российских компаний (IPO) на Мосбирже. Даже если только половина из них действительно состоится, это станет наиболее успешным годом для IPO за последние 17 лет.
В нашей заметке мы собрали статистику за последние 10 лет, чтобы проанализировать рынок первичных размещений и оценить результаты для инвесторов, которые вложились в российские акции на этапе IPO. За этот период на российском рынке было проведено 33 IPO на общую сумму 727 миллиардов рублей.
Из 33 случаев проведения IPO на российском рынке за последние 10 лет:
- В 15 случаях, что составляет 45%, акции торгуются выше цены IPO.
- Два случая, что составляет 6%, завершились фактическим банкротством и потерей более 95% капитала (ФГ Будущее и Обувь России).
- Два других случая, также 6%, закончились почти банкротством, с потерей около 90% капитала (ОВК, СПб Биржа). Итого, 12% всех IPO привели к почти полной потере капитала.
Такова статистика всех российских IPO за последние 10 лет (2014-2023).
13 компаний, что составляет 39%, превзошли индекс IMOEX с момента проведения IPO, как указано в столбце "E" ниже в таблице. Если рассматривать только IPO, которые прошли более года назад, то индекс IMOEX опередил 9 компаний, что составляет 1/3 от общего числа. Средняя годовая доходность российских IPO до 2023 года составила -7%. Из 25 компаний, разместивших акции более года назад, пять показали среднегодовую доходность выше 20%.
Таблица: "Статистика доходности российских IPO за период 2014-2023".
Столбец "H" отражает максимальное падение после проведения IPO. Для компаний, которые вышли на биржу до 2023 года, средняя величина максимального падения составила -61%. Только акции трех компаний показали падение менее 10% после IPO: HeadHunter, МКБ, и Самолет.
Акции шести компаний (24%) ни разу не поднимались выше 15% от цены IPO: CIAN, Ренессанс Страхование, FixPrice, ФГ Будущее, Русснефть и Обувь России.
Среди компаний, которые проводили IPO более года назад, пять компаний продемонстрировали среднегодовую доходность более 20%, а десять компаний показали среднегодовой убыток более -20%, что указывает на неравномерность в результате, склоняющуюся к сильным убыткам.
Среди IPO до 2023 года только три оказались успешными для инвесторов: Самолет со среднегодовой доходностью +54%, HeadHunter +32%, и Группа Позитив +67%. Таким образом, только 3 из 25 IPO до 2023 года оказались успешными, что составляет вероятность 12% случайного приобретения.
Акции GTRK можно исключить из анализа, поскольку эти неликвидные бумаги были разогнаны примерно в 7 раз выше справедливой стоимости в прошлом году без каких-либо видимых причин.
График недельного показателя индекса IMOEX включает российские IPO.
Как показывают данные, частота проведения IPO возрастает по мере роста рынка к новым историческим максимумам. Это легко объяснимо: с увеличением цен акций на вторичном рынке становится проще обосновать высокую стоимость акций при IPO. Аналогично, после значительных падений на рынке большинство IPO откладываются и переносятся "до более благоприятных времен".
Более ранний опыт рынка подтверждает эту тенденцию. Например, в период бума на российском рынке в 2006-2007 годах на биржу выходило в среднем 30 компаний ежегодно. Однако после финансового кризиса 2008 года, в 2009 году за весь год было проведено всего одно небольшое IPO — IPO ИСКЧ на сумму 142 миллиона рублей (по цене акции 9,5 рублей).
Распределение российских IPO по месяцам за последние 10 лет также отражает эту динамику.
Чаще всего IPO проводились в ноябре, их было 10 штук. В четвертом квартале состоялось 2/3 всех IPO. Несмотря на это, в сентябре не было ни одного IPO. Скорее всего, это связано с тем, что процесс подготовки к размещению акций требует времени, а август является традиционным месяцем отпусков, поэтому в сентябре недостаточно времени для подготовки.
Интересно, что практически нет IPO в июне, вероятно, из-за майских праздников, когда большинство страны отдыхает. За последние 10 лет первое полугодие было слабым по количеству проведенных IPO, а самым активным месяцем оказался апрель.
Из замечательного можно отметить, что Европлан может стать первой компанией, которая проведет IPO дважды, что противоречит понятию "Initial", подразумевающему первичное выход на биржу. Дочерние компании АФК Система выходили на IPO трижды.
Ожидается, что в этом году состоится до 4 IPO дочерних компаний Системы. Но рынок обладает краткосрочной памятью, поэтому предыдущие успешные IPO Системы, возможно, вспомнят только Евтушенков и его менеджеры.
Среди выводов можно отметить, что в среднем IPO выгодно для существующих акционеров, нежели для новых. Только три из 25 компаний до 2023 года оказались действительно удачными инвестициями, превзойдя рынок: Группа Позитив, Самолет и HeadHunter. Эти компании характеризуются высоким темпом роста бизнеса.
Число проведенных IPO резко увеличивается по мере достижения индексом IMOEX новых исторических максимумов, и 2/3 всех IPO приходятся на четвертый квартал года. 20% всех IPO за 9 лет до 2023 года привели к почти полной потере капитала относительно первоначальных вложений.
Такая асимметрия в доходах и убытках от IPO скорее всего объясняется тем, что все IPO проводятся по максимальной оценке, что не оставляет инвесторам "подушки безопасности".