Найти в Дзене
Русичи

Семеро богатырей: Царьградская операция под прикрытием

Оглавление

Первой записью русских былин обычно называют сборник Кирши Данилова XVIII века, но это верно лишь отчасти. Есть малоизвестное «Сказание о хождении русских богатырей в Царьград» (или «Богатырское слово») из рукописного литературного сборника XVII века.

«Сказание о хождении русских богатырей в Царьград» впервые было опубликовано в 1860 году Ф.И. Буслаевым, а в 1881 году – Е.В. Барсовым. Последний по сути впервые опубликовал до того рукописный сборник не просто былин, но сказаний, притч, повестей. Сборник принадлежал нескольким поколениям рода Каменевых, посадских людей: Елизару, его сыновьям Ивану и Алексею, наконец – внуку Афанасию. Жили они в Турчасовской волости Олонецкой губернии.

Сборник назывался «Странник» и изначально включал в себя три повести, написанные одной рукой, объединенные единой темой – путешествиями русских людей на восток:

1) «Путешествие на восток Трифона Коробейникова» («Путник») (язык этого сказания приближен к народному языку);

2) «Сказание о киевских богатырях, как ходили во Царьград и побили царьградских богатырей»;

3) «Слово о киевском купце Борзомысле».

Далее другими переписчиками к ним были добавлены «Повесть о сильном богатыре Самсоне», «Притча сказаема о теле человечье и о душе и о воскресении мертвых» и прочие.

Вероятно «Странник» (его изначальная версия) представляет собой копию со сборника XVI века и запись былины о богатырях в самой ранней версии также была.

Чем же примечательно описанное в былине путешествие?

По сюжету князь Владимир узнает, что царь Константин из Царьграда собирается послать на Русь сорока двух богатырей изрубить Киев. Владимир просит своих богатырей не просто постоять за русскую землю – он просит никуда не разъезжаться, чтобы сберечь княжье имущество.

Богатыри возмущаются – они не сторожа! Поэтому они собираются... и идут на Царьград сами. Силой они его, конечно, не возьмут – действуют хитростью.

-2

Отправляется команда из семи богатырей, в числе которых и знаменитая троица – Илья, Добрыня и Алеша. Остальные члены команды: дворянин Залешанин «серая свита, злаченые пуговицы»; щапа (щеголь) Елизаныч; Сухан Доментьянтович; богатырь Белая Палица «красным золотом украшена, четьим жемчугом унизана, посреди той палицы камень – самоцветной пламень».

Дорогой они меняются одеждой с каликами перехожими. В Царьграде под окнами дворца они просят милостыню и царь, услышав, что пришли русские калики, решает позвать их к столу и выспросить новости.

Царь Константин пирует с со злодеями Тугарином Змеевичем и Идолом Скоропеевичем, с ними же обсуждает планы предстоящего похода на Русь. Операцию под прикрытием чуть не портит разговорчивый и вспыльчивый Алеша Попович – отвечает, что если только подойдут царьградские богатыри к Киеву, то польется кровь татарская (тут налицо слияние двух врагов Руси в единый образ) и что против их пятерых воинов встанет десятеро. Положение спасает дворянин Залешанин – говорит, что его товарищ просто царского меду опился.

Царь Константин хочет узнать, каковы на Руси боевые кони. Показывает своих царских лошадей и слышит в ответ, что это – клячи, а на Руси любая лошадь лучше.

Далее богатырских лошадей Идола Скоропеевича и Тугарина Змеевича – страшных, яростных – выводят на цепях.

-3

Семеро русских богатырей говорят, что из дворца не видно, насколько хороши кони, спускаются во двор... и просто угоняют лошадей – и царских, и богатырских. Остается только одна, за которой пешком возвращается Алеша Попович, а заодно он вызывает царьградских богатырей в составе сорока двух человек во главе с Идолом Скоропеевичем и Тугарином Змеевичем, на честной бой в чистом поле.

Естественно, семеро русских богатырей побивают вражью рать. С собой берут только "доброго языка" Тугарина Змеевича. Но и его отпускают, вернувшись домой увенчанными боевой славой, – отпускают, велев передать, чтобы вражьи силы и думать не смели впредь ходить на Русь.

Какова реальная основа этой былины?

Е.В. Барсов, издавший сборник в XIX веке, писал про «Сказание…»: «[былина] относится к былевому циклу борьбы киевской Руси со степью. <...> с другой стороны <...> по основной своей мысли принадлежит циклу народного эпоса, относящегося к наступательному периоду Киева на Византию».

Б.А. Рыбаков считал, что в сюжете «Сказания...» нашли отражение набеги турок-сельджуков на Византийскую империю или даже события первого крестового похода. Русские, кстати вполне вероятно участвовали в крестовых походах: и игумен Даниил (предполагаемый автор «Слова об идолах», благодаря которому мы знаем очень многое о славянских богах, с культами которых игумен стремился бороться), и князь Андрей Боголюбский.

Разумеется, в сюжете нашли отражение и походы русских князей на Царьград. Как и почти всегда, былина вобрала в себя множество исторических слоев и образов.

-4

Но помимо этих логичных, в общем-то, выводов хочется заметить важное. Присутствие «Сказания о хождении русских богатырей в Царьград» в сборнике «Странник» делает его уже не народным фольклором, но произведением русской литературы – тем, чем другие былины не являются, оставаясь все же устным творчеством, записанным исследователями. Е.В. Барсов в статье, предваряющей публикацию 1881 года, подчеркивает, что «Сказание…» издается именно как «историко-литературный памятник».

Остается только изумляться тому, почему даже среди любителей русской словесности и старины о «Сказании…» и его удивительной истории сказано так мало.

Любовь {Leo} Паршина, специально для канала "Русичи"

__________________________

Ваши лайки и подписка помогут развитию канала! А еще приглашаем в нашу группу ВК "Русичи" и ждем вас в Телеграме. Наше видео смотрите на Youtube (с озвучкой!)